О МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
© И.В.Дробышева, Ю.А.Дробышев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.
Особое место в педагогической системе К.ЭДиолковского занимает идея учета индивидуальных особенностей учащихся, которая в той или иной форме имеет место при реализации различных методических приемов. Так при осуществлении проверки понимания изученного учащимися материала. Он рекомендует считаться "с душевными свойствами учащихся: молчаливых не очень насиловать, а бойкими учениками пользоваться для блага всего класса". Отмечая необходимость решения практических задач как средства формирования у учеников умений применять полученные знания на практике, он опять обращается к проблеме индивидуальных особенностей учащихся, говоря, что "каждому ученику дается задача по степени его способностей". В некоторых случаях ученикам давалось право самостоятельного выбора любой задачи.
Одной из причин широкого использования различных видов наглядности в обучении, как отмечал Циолковский, является преобладание у различных детей различных видов памяти, связанных соответственно со слуховыми, зрительными, моторными ощущениями.
Многоуровневый процесс подготовки, включающий психолого-педагогический и методический этапы, позволяет подготовить учителя математики, способного осуществлять процесс обучения на основе учета индивидуальных особенностей не только в объеме, представленном в работах Циолковского, но и значительно его превышающем.