О РОЛИ СЕМИНАРА-МУЗЕЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© В.Н.Зиновьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Сущность музейного воздействия заключается в создании образа соответствующей эпохи на основе культурных ценностей - музейных предметов. Организация творческой деятельности будущего учителя в процессе общения с музейным предметом, включение его в разнообразные формы активности, в которых он может освоить и присвоить себе скрытые культурные значения вещи, способствует формированию личностного отношения к прошлому. Знакомство с историей зарождения великих идей, судьба выдающихся ученых показывает будущим учителям примеры беззаветного служения науке, свидетельства величия человеческого духа, приводят к философским размышлениям и нравственным поискам.

Имя великого русского ученого К.Э. Циолковского широко известно во всех уголках земного шара не только как основоположника космонавтики. Он внес существенный вклад в науку, культуру, педагогику. Чтобы лучше понять философско-педагогическую концепцию ученого, необходимо погрузиться в мир, в котором он жил, творил, проводил научные исследования. В рамках спецкурса "Использование элементов истории науки на уроках математики" в качестве одной из форм активного обучения мы предлагаем проведение семинара-музея. Для подготовки к нему студентам были предложены задания.

1. Посетите Дом-музей К.Э. Циолковского. Отберите материалы и музейные экспонаты по принципу возможности их использования в следующих основных блоках школьного курса математики: арифметика (числа и действия над ними), геометрия (основные геометрические понятия), учитывая при этом требования принципов дидактики и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Во время экскурсии обратите внимание на те факты биографии Циолковского, которые отражают его творческую педагогическую деятельность. Составьте рассказ для учащихся "К.Э. Циолковский - народный учитель", включив туда сведения, которые вы почерпнули в стенах музея. Проанализируйте предложенные вам учебные планы и программы преподавания математики, составленные Циолковским.