ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАЕКТОРИЙ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПЕРЕЛЕТОВ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, УПРАВЛЯЕМОГО ДВИГАТЕЛЯМИ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ ТЯГИ

ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАЕКТОРИЙ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПЕРЕЛЕТОВ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, УПРАВЛЯЕМОГО ДВИГАТЕЛЯМИ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ ТЯГИ

© И.С.Григорьев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
1999 г.

Исследуются траектории перелетов КА, управляемого посредством электрореактивного двигателя с двумя импульсными воздействиями в начале и в конце траектории. Результаты импульсных воздействий и сброса отработавших ступеней при этом учитываются при формировании системы краевых условий задачи.

Решаются задачи максимизации полезной массы (оставшейся после сброса последней ступени) при ограниченном времени перелета и задачи быстродействия при ограниченной снизу конечной массе КА. Рассматриваемые задачи оптимизации представляют собой задачи оптимального управления.

Исследование задач проводится на основе необходимых условий оптимальности - принципа максимума Понтрягина. Краевые задачи принципа максимума решаются численно методом стрельбы. Проводится анализ построенных траекторий перелета (экстремалей Понтрягина).

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке РФФИ\№ 98-01-00941.