ОЦЕНКА МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАКОМПАНИЙ НА ОСНОВЕ РАСПИСАНИЯ ПОЛЕТОВ
© В.В.Балашов, О.Т.Востриков, А.В.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1999 г.
Представлена версия автоматизированной системы анализа авиационных перевозок. В состав системы входят: блок обработки входных данных, информационно-справочная система, автоматизированная система анализа расписаний полетов (АСАРП), блок моделирования расписаний полетов (МРП), картографический блок и графический блок. АСАРП, используя разработанные запросы, проводит автоматизированную обработку расписания полетов и формирует: стандартные статистические данные в форме графиков — отчетов, файлы данных для построения диаграмм в графическом блоке, обработанные файлы данных для блока МРП, обработанные файлы данных для визуализации в картографическом блоке. С использованием картографического блока создаются карто - диаграммы (схемы), дающие информацию об объектах на географической карте, например, об аэропортах. Блок использует географическую карту, выполненную в цилиндрической или конической равнопромежуточной проекциях, что позволяет создавать основу путем простого сканирования бумажных географических карт — без специальной оцифровки.
Назначение блока МРП — моделирование расписания полетов и на его основе определение состава парка воздушных судов (ВС) авиакомпаний, требуемого для выполнения данного расписания. Параметрами моделирования являются "время", "воздушное судно" и "аэропорт". Параметр "время" рассматривается в пределах заданного интервала, например, календарной недели или календарного месяца. Для этого календарного интервала формируется последовательность моментов вылета и прибытия ВС. Параметр "воздушное судно" образует условный "базовый" парк, из которого в процессе моделирования самолеты - «инициируются» — вводятся в процесс обеспечения движения ВС по расписанию. Параметр "аэропорт" представлен в виде упорядоченной последовательности аэропортов, фигурирующих в расписании.
В процессе моделирования последовательно перебираются указанные в расписании вылеты ВС. Для каждого вылета из "базового" парка инициируется самолет, которому приписываются следующие признаки: принадлежность определенному типу ВС, принадлежность определенной авиакомпании, принадлежность
определенному интервалу дальностей полета, а также присваивается условный "бортовой номер", под которым этот самолет осуществляет все последующие полеты. При рассмотрении очередного (по времени) вылета проверяется, не находится ли в данном аэропорту прилетевший ранее и готовый к вылету самолет, удовлетворяющий указанным выше признакам. Если такой самолет имеется, то он осуществляет вылет. Если же такой самолет отсутствует, то инициируется новый самолет и ему присваивается очередной "бортовой номер".
По окончании рассматриваемого календарного интервала моделирования для каждой авиакомпании определен состав ее парка воздушных судов тех типов, которые указаны в расписании полета данной авиакомпании. Полученный состав парка является минимально необходимым для обеспечения полетов ВС по рассматриваемому расписанию. Для каждого из инициированных самолетов - сформирован график движения — последовательность выполняемых им рейсов на протяжении рассматриваемого календарного интервала времени.