ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ

© В.В.Воробьев, С.В.Лукашов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1999 г.

В своих трудах К.Э. Циолковский указывал на необходимость наличия на борту ЛА систем автоматического и ручного управления полетом: "Так как всем ракетам может предстоять планирование, даже последней — космической, при ее возвращении на Землю, то каждая ракета снабжается необходимым для этого устройством". При этом Циолковский уделял внимание безопасности пилотирования: "... простое управление рулем, подобным птичьему, не только требует навыка и непрерывного внимания, но и недостаточно надежно".

По данным ИКАО столкновение исправных воздушных судов с землей (CFIT) представляет собой серьезную угрозу безопасности полетов и составляет порядка 40% от общего числа авиационных происшествий (АП).

Решить проблему уменьшения аварийности из-за столкновения самолетов с рельефом местности можно либо специальной подготовкой экипажа к полетам на малых высотах, либо совершенствованием бортовых технических средств предотвращения столкновения с землей. Анализ обстоятельств конкретных АП показал, что определяющим направлением дожна быть разработка активных систем.

Активная система предотвращения столкновения воздушного судна с рельефом местности (СПСРМ) предназначена для:

- идентификации опасной ситуации (ОС);

- оценки опасности ОС;

- формирования управляющего воздействия при аварийной или катастрофической ситуациях.

В данном докладе предлагается алгоритм решения последней задачи. Рассматриваются следующие вопросы:

- выбор параметров ориентации плоскости увода ЛА в пространстве;

- определение момента включения и выключения СПСРМ; влияние погрешности измерения датчиков на эффективность работы системы.

Исследования проводились на полной нелинейной математической модели ЛА и доказали работоспособность алгоритма.