ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ - ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© М.В.Герасимова, Н.Л.Мыслинская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Позитивными тенденциями реформирования образования на первый план выступают идеи гуманизации и гуманитаризации, движение к органическому единству естественно-научного и гуманитарного образования.

Изучение и использование творческого, в том числе и педагогического наследия Циолковского в системе профессиональной подготовки будущих учителей представляет особую значимость.

Ценностные ориентиры Циолковского-педагога: знание, образование, нравственность, физическое здоровье, долголетие. Цели обучения и воспитания: человек, его совершенствование: умственное, нравственное и физическое.

Гуманистическая направленность деятельности педагога Циолковского раскрывается как через организацию им учебно-воспитательного процесса, так и через гуманитаризацию содержания физического образования в направлении "Человек - объект и субъект физического познания". По мнению Циолковского "нельзя составить мировоззрение и руководящего начала в жизни без ознакомления со всеми науками, т.е. с общим познанием Вселенной". В своей работе "Какой тип школы желателен?" Циолковский высказывает необходимость уровнего обучения общим наукам, а начало их с введения таких понятий как: "Основы мышления: пространство, материя и чувственность (приятное и неприятное, горе и радость)." В 1918 г. в программу по физике для единой трудовой школы он включил вопросы: "Вселенная - Изучение космоса - Чувства и разум. Исследование. Наблюдение, опыт, гипотеза... Время...", тем самым показывая значение знания для человека, знакомя школьников с методами научного познания. Между Циолковским - учителем и учащимися был установлен гуманистический стиль общения.

Построение учебного процесса осуществлялось им таким образом, что создавались условия, способствующие творческому самоопределению и самореализации учащихся: выбор задач по вкусу, выполнение творческих заданий, например "Взгляд на окружающие явления под влиянием знакомства с физикой" и др.; поощрение самостоятельного изготовления приборов для показа опытов, включение в урок элементов соревновательности.

Эффективный метод, который поддерживал и развивал творческие способности учащихся, Циолковский видел в занятиях на природе. "Красота природы, растений, животных - пока мы их видим и слышим - погружает нас в мир впечатлений, служит источником новых идей...". Характерными чертами творческой личности Циолковский считал самостоятельность мышления и критическое отношение к получаемой информации: "Лучше ко всему относиться критически, многократно проверять всеми чувствами и средствами".

Научные и педагогические идеи Циолковского, в силу целостности его натуры, неразрывно связаны. Методы научного познания нашли свое отражение и в методах обучения. Убежденность Циолковского в единстве Вселенной ("Монизм в науке обусловлен строением космоса") нашло отражение в его педагогической технологии. Идея широкого интегрирования учебных дисциплин, исторический подход в изложении разделов программы были использованы им в системе заданий по трудовому обучению и физике: "Исторические экскурсы в эпоху первобытнообщинной культуры в связи с эволюцией инструмента", "Трение и сцепление при работе (понятие о молекулярной физике)".