СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЦИОЛКОВСКОГО

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЦИОЛКОВСКОГО

© Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Труды К.Э. Циолковского, как известно, охватывают широкий спектр научно - технических проблем. В ряде научных его работ имеются отступления, связанные с решением проблем воспитания и обучения. Встречается много методических находок, позволяющих упростить теоретическое решение задач. Например, при выводе формулы скорости движения ракеты. Отдельные моменты анализа технических и философских задач могут служить иллюстрациями на занятиях в системе аэрокосмического образования.

Собранный по крупинкам и систематизированный педагогический опыт (прямой и косвенный) Циолковского может оказаться весьма полезным учителям и особенно педагогам учреждений дополнительного образования технической направленности. Этот опыт может стать существенной методической поддержкой педагогам, занимающимся с ребятами в кружках, секциях, лабораториях, на станциях юных техников, в центрах технического творчества учащихся.

Естественно использовать в этой работе системный подход. Автор уже докладывал на Чтениях метод изучения трудов Циолковского с помощью объектово-предметной матрицы. Эту матрицу предлагается расширить, добавив строчки и столбцы, связанные с педагогической деятельностью Циолковского. Введя третью координату, превратим "плоскую" матрицу в "объемную". Координата "ПЕДАГОГИКА" будет указывать работы, представляющие интерес с педагогической точки зрения.