СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КОСМОНАВТА-ОПЕРАТОРА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КОСМОНАВТА-ОПЕРАТОРА

© М.В.Щербаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
1999 г.

Многие исследования К.Э. Циолковского посвящены поселениям во Вселенной. Это требует соответствующей подготовки людей для полетов в космос, что является актуальным и в наши дни.

Предлагаемый доклад посвящен технологии обучения космонавта-оператора в интересах сертификации его профессиональной деятельности для гарантированного осуществления им космического полета.

В докладе рассматриваются основные принципы педагогического проектирования и педагогической технологии операторской деятельности космонавта с учетом проведения сертификации его профессиональной деятельности.

Применительно к операторской деятельности космонавта можно выделить следующие основные принципы "педагогической технологии":

1. Принцип обучения и подготовки на основе действий по специальности.

2. Принцип комплексности критериев.

3. Принцип функциональности контекста.

4. Принцип индивидуализации обучения.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип контроля за уровнем формирования ПВК.

В связи с изложенным, модернизация традиционных методов обучения в интересах подготовки космонавта-оператора осуществляется путем использования современных педагогических технология.

На смену классно-урочной системе все больше приходят индивидуальные и групповые (в составе экипажа) системы обучения (подготовки). При этом упор делается на развитие умений добывать информацию в процессе деятельности, поскольку при этом формирование профессионально важных качеств космонавта-оператора оказывается намного продуктивнее, чем при использовании объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.