СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ КОСМОНАВТИКИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ КОСМОНАВТИКИ

© Ю.В.Костина, К.Б.Степанова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Тенденция последних лет - внимание к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы. Заимствованный в немецком музееведении термин "музейная педагогика" обозначил в 90-е годы новую отечественную дисциплину, задачей которой являентся разработка взаимодействия музея со своими посетителями, а также практическую образовательную деятельность российского музея.

Система музейного образования. Комплексные исследования НИИ культуры - НИИ культурологии ["Музей и посетитель","Музей и школа"], проектная концепция "Музей и образование" и др. Музей как самостоятельный и самодостаточный образовательный центр. Основные отличительные черты от школы - факультативность, ценностная конкретность содержания, примат визуального способа выражения над вербальным.

Рассматриваются цели и основные задачи программы "Музей и дети" в Мемориальном музее космонавтики.

На основе анализа образовательной работы Мемориального музея космонавтики, учитывая также огромный опыт других российских музеев, делается вывод, что музеи обладают огромными педагогическими возможностями и принимают активное участие в процессе непрерывного образования личности.