ВСЕЛЕННАЯ - ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ВСЕЛЕННАЯ - ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

© Л.В.Голованов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1999 г.

В архиве РАН хранится письмо К.Э. Циолковского от 12 мая 1905 г. в редакцию газеты "Биржевые ведомости", в котором он писал: "...Всесветные акулы... уже успели отчасти подтвердить мои идеи и увы - уже применить их к разрушительным целям! Я не работал никогда над тем, чтобы усовершенствовать способы ведения войны... Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать Вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую Солнцем!"

Что значит "Вселенная"? Вся природа, вся объективная, не зависящая от нашего сознания реальность, вся материя, как определили бы мы. В другом месте ученый писал: "Воля человека и всяких других существ - высших и низших - есть только появление воли (т.е. императива, закона - Л.Г.) Вселенной. Голос еловека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения - есть только голос Вселенной. Все от нее".

Как совместить эти два понятия: воля Вселенной и воля Человека? Заметим, что у Циолковского не было ни телеологического, ни волюнтаристски-прагматического подхода к миру, и для него "воля" (императив) и "причина" суть синонимы. В логике его рассуждений человек - выразитель закона Вселенной, он порожден ею и - высшее ее проявление, но при этом "власть Вселенной проявляется ярче всего организациею живых разумных существ", однако, - рассуждал он, - "на Земле имеем власть человека. Но как она еще слаба!". И мысли его невольно устремлялись к вопросам совершенствования социального уклада человечества, которое избавило бы людей от всех присущих им несовершенств, страданий и сделало бы их многократ сильнее, способными к "завоеванию" Вселенной (см. его работу "Общественная организация человечества". Калуга. 1928).

Творческая лаборатория Циолковского знаменовала новый, качественно отличный от традиционного, тип мышления, - он мыслил не категориями частного, особенного, не идущими далее представлений о конечных формообразованиях, но категориями всеобщего, бесконечного, однако сей "вселенский" подход был свободен от идеализма, вид - бунтарь, он взрывал геоцентризм в исторической практике, провозглашая в лице человека сознательного творца новой Вселенной.