ВСТРЕЧА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ИДЕИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© К.А.Занин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Первые идеи комплексного подхода в освоении космоса мы находим в работах К.Э. Циолковского. Сегодня многоцелевое использование космической информации позволяет находить пути решения таких глобальных проблем, как экологический мониторинг, прогноз погоды, обеспечение связи и др. В результате человечество на рубеже третьего тысячелетия не может существовать без освоения космоса и космических систем. Это позволило уже сегодня приступить к разработке новых информационных технологий в образовании.

В мире существует программа организации ЮНЕСКО по проведению встречи и празднования третьего тысячелетия. В ряде стран намечается проведение культурных и образовательных программ, приуроченных к этому событию. Россия, как страна, первая приступившая к освоению космоса, прошедшая путь от идей и планов Циолковского до орбитальных пилотируемых комплексов, принимает в них активное участие. В эту образовательную программу могут войти космические уроки с борта пилотируемых кораблей, сеансы связи и телемосты между континентами, передача через INTERNET живых изображений Земли со спутников. Важным моментом программы является популяризация достижений космонавтики и их сравнение с планом ее развития, разработанным Циолковским. Одним из новых проектов в области образования является создание международной университетской программы космических полетов в следующем тысячелетии. В МАИ накоплен значительный опыт разработки и запуска малых спутников силами студенческих КБ. В рамках этой Программы и другие ведущие зузы мира смогут проводить свои эксперименты на борту орбитальной станции и запускать своих космонавтов из числа студентов и молодых ученых.