ДИАЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© А.В.Лыфенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
В последних исследованиях философского и педагогического наследия К.Э. Циолковского, показано, что основу его антропокосмической концепции воспитания составляют общечеловеческие и гуманистические ценности. Такой подход особо актуален сейчас, когда перед обществом стоит задача выработки способов и средств разрешения острых социальных конфликтов. Циолковский полагал, что организация образования на основе высших космических идеалов является залогом продуктивного развития общества. Он был убежден в том, что совершенный общественный строй, пока нет должного воспитания человека, «...есть недостижимый идеал. К нему общество всегда будет идти, но никогда не дойдет». В настоящее время многие педагоги, ученые, общественные деятели пришли также к пониманию образования как средства выживания человечества, как единственного приоритета в развитии общества.
Для достижения стратегической цели - воспитания «совершенного человека» Циолковский указывал в частности на необходимость:
- гуманного отношения к ребенку, которое проявляется в уважении его интересов и организации возможности их реализации, отказе от духовного и физического насилия над ребенком, развитии всех органов чувств воспитанника;
- организации открытого межличностного диалога между учителем и учениками;
- предоставления больших свобод ребенку и учителю в выборе системы занятий;
- включения в содержание образования философии с обсуждением «вопросов еще не решенных», вопросов добра и зла, справедливости, счастья, бессмертия.
Эти положения являются для нас особенно ценными в рамках разрабатываемой нами диалогической концепции методико-математической подготовки будущего учителя. В ней мы указываем на целесообразность диалогизации педагогических отношений и на необходимость построения содержания на основе принципа диалогичности. Диалогизация педагогических отношений предполагает реализацию субъект-субъектной парадигмы построения учебного процесса в высшем педагогическом образовании, в которой в качестве субъекта могут выступать студент, преподаватель, автор монографии или концепции. Принцип диалогичности применительно к содержанию дисциплины «методика математики» означает для нас возможность рассмотрения содержания методического понятия в контекстах различных, истерически сложившихся методических направлений.
Предлагаемый подход позволит, на наш взгляд, гуманизировать процесс подготовки учителя математики через реализацию субъект-субъектных отношений в учебном процессе; сформировать у студентов такие личностные качества как толерантность, гуманность, эмпатия; вести более глубокий и возможно критический анализ современной системы обучения математике и как следствие сформировать у студентов обобщенные методические умения, обеспечивающие возможность проводить анализ научно-методической литературы и практики преподавания, творчески переосмысливать инновации, определять наиболее оптимальную технологию обучения, в соответствии со спецификой образовательной среды.