ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СИСТЕМЫ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА КАК СРЕДСТВО ВЫВЕДЕНИЯ ВЫСОТНЫХ ЗОНДОВ И МАЛЫХ СПУТНИКОВ
© М.Д.Граменицкий, Н.П.Животов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2000 г.
Для обеспечения безопасности пилотируемых полетов необходимо создавать специальные системы спасения экипажа, т.к., как показывает практика, частота отказов при старте и на участке выведения составляет для основных РН величину 0,07...0,14. Одним из способов спасения экипажа в аварийной ситуации является увод от аварийного носителя отделяемого головного блока (ОГБ) (например САС ПКК "Союз-ТМ"). Основной проблемой подобной САС в части части (45%) топлива неработавших (в случае отсутствия аварии) основных ракетных двигателей (ОРД), при штатном сбросе САС. Использовать это топливо для повышения эффективности РН - задача достаточно актуальная. Наиболее простой способ - совместная работа с РН, после того как необходимость в работе ОРД по штатной программе полета отпадает. Более целесообразно использовать все двигатели ДУ САС также и для запуска высотных зондов (до 700 кг), либо малых (100 кг) коммерческих спутников. Используя одну из основополагающих идей К.Э. Циолковского - последовательного доразгона "ракет" "поезда из реактивных приборов", изложенной им в работе "Космические ракетные поезда", можно в процессе штатного сброса САС получить прирост скорости объекта, например, массой 400 кг до 1500 м/с. Без увеличения общей массы САС это может быть достигнуто: оптимизацией компоновки САС; повышением эффективности двигателей (снижением относительного зеса конструкции ДУ и применением высокоэффективных топлив). На примере ДУ САС комплекса "Союз-ТМ" показано, что можно дополнительно запустить зонд массой 100...700 кг на высоту более 100 км (Vk=3...3,5 км/с), либо, при наличии дополнительного доразгонного РДТТ выводить на орбиту спутник массой около 100 кг. Масса и центровка ДУ САС при этом практически не меняется.