ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО К НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО К НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Н.И.Мизюлина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.

К.Э.Циолковскпй сформировался как ученый и педагог под влиянием определенных факторов. Большую роль сыграла наследственность: от отца - "наклонность к изобретательству, к естественным наукам и философии" и "талантливость матери". Осложнение на уши возбудили "силы, мысль и деятельность...", заставили "искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть презираемым...". Необходимость зарабатывать себе на хлеб определили и профессию Циолковского.

Его образованность, научная деятельность во многом способствовали успехам в педагогической деятельности, стали основанием для перевода в Калугу и дала возможность работать в учебных заведениях, в которых имели право преподавать лица, окончившие высшие учебные заведения.

Занятия научной и педагогической деятельностью одновременно безусловно отразились на стиле сочинений ученого и методах преподавания. Ясность, четкость, строгая последовательность, необычные сравнения, яркие эпитеты, юмористические примеры - отличительные черты его научных сочинений и методов преподавания. Научная деятельность Циолковского отложила отпечаток на составление школьных программ. Они давали возможность знакомить учащихся с интересующими их идеями. Как в научных работах, так и в педагогической деятельности он умело соединял теорию с экспериментом.

И, конечно, как ученый Константин Эдуардович не мог не изложить свои взгляды на методику обучения и воспитания будущего поколения, какова должна быть школа и учитель.

Работы по будущему устройству школы, образованию и воспитанию молодежи стали частью его научной программы по преобразованию Земли, общественного строя.