ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2000 г.

1. Эзотерический космизм, представленный учением Живой Этики, характеризуется удвоением мира. Если для других течений русского космизма существует только астрономическая Вселенная, то эзотерический космизм постулирует существование иных планов бытия, находящихся за гранью научного познания. Эти представления складываются в целостную картину мира, функционирующую в общественном сознании наряду с научным мировоззрением.

2. Понимание человека в Учении Живой Этики генетически связано с представлениями гностицизма и является их дальнейшим развитием. Оно провозглашает высочайшее метафизическое достоинство человека, который в своей эволюции способен обрести сверхчеловеческие качества и тем самым удовлетворяет одной из основных духовных потребностей западного человека, стремящегося к самореализации личности и утверждению безусловной ценности отдельного человека. Поэтому проповедь свободы, могущества и безграничного совершенствования человека в Учении Рерихов делает его наиболее привлекательным для нашего современника, воспитанного на идее свободы.

3. Однако при внимательном рассмотрении свобода в Живой Этике оказывается иллюзией. Это следует из основных принципов Учения, согласно которым подчинение низшего высшему есть вечный закон мироздания, а иерархическое начало управления Космосом вытекает из таинства самой космической жизни. План нравственного переустройства человека представляется Рерихами как торжество коллективного начала над индивидуальным. В Общине - идеальном обществе будущего, вводится жесткое тоталитарное правление Вождей и бдительный надзор за каждым его членом, вплоть до введения института осведомителей.

4. Но тогда совершенно непонятно, почему тоталитарные установки, пронизывающие учение Рерихов, которые, казалось бы, в корне противоречат внутренним потенциям европейского духа, находят многочисленных сторонников среди наших современников. Это загадка. Стремление русской интеллигенции к тоталитаризму (всегда стоявшим за ее стремлением к свободе), пытался разгадать еще Достоевский. Устами Шигалева он провозгласил: "Исходя из безграничной свободы, мы приходим к безграничному деспотизму". Вся история осуществления освободительных идей в России как будто бы подтверждает эту формулу. Может быть, наша история и в самом деле подчинена закономерностям взаимопревращений свободы и деспотизма, и мы живем на определенном этапе осуществления этой трагической диалектики? Тогда повальное увлечение Живой Этикой - Учением, внутренне заряженным несвободой - может оказаться проявлением бессознательного стремления, заложенного в нашей психике, симптомом ее поворота от идей свободы к деспотизму. И, может быть, Рерихи правы в том, что нас ожидает тоталитарный космический режим в каком-то еще незнакомом нам обличии.