ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО: ВЕЧНОЕ И ПРЕХОДЯЩЕЕ
© В.Е.Ермолаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2000 г.
1. Вопреки все чаще звучащим обвинениям К.Э. Циолковского в антигуманизме, я утверждаю, что философские идеи великого ученого были проникнуты любовью к людям и стремлением помочь им обрести смысл и перспективу в их полной страдания и несовершенства жизни.
2. "Проективный" дух является не пагубной, но целительной чертой его философии, стремящейся найти ответы на предельные вопросы человеческого бытия: о природе Вселенной и Земли, месте человека в них, смысле его жизни и посмертной судьбе.
3. То, что современная философия мало ставит эти вопросы, предопределило падение ее роли в обществе, в то время как сегодня на фоне глобальной экологической угрозы биосфере ответы на вечные предельные философские вопросы стали остро актуальными. Речь идет о предотвращении краха всей человеческой цивилизации,
4. Ответы Циолковского только отчасти ограничены рационализмом современной науки и, таким образом, разделяют ошибки грубой поспешности и односторонности в понимании человека и его отношений с миром, свойственные его времени. Вместе с тем, в рассуждениях великого ученого гораздо больше того, что называется "философским провидчеством" - предвидением контуров очень отдаленного будущего при попытках найти к нему ненасильственные пути.
5. Философия Циолковского черпает свою несомненную энергию из того же источника, из которого вырастали великие религии и великая культура. Только нравственная растерянность одних и падение других, как характерные черты не только современной России, но и всей техногенной цивилизации, побуждают "ниспровергать" тех, кому человечество всегда будет обязано и технической мощью, и уроками их благородной жизни-служения.
Тезисы подготовлены при поддержке РГНФ, проект N 98-03-04254.