ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И ОБЩЕСТВО XXI ВЕКА ПО К.Э. ЦИОЛКОВСКОМУ

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И ОБЩЕСТВО XXI ВЕКА ПО К.Э. ЦИОЛКОВСКОМУ

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2000 г.

1. Сделанные К.Э. Циолковским прогнозы будущего человечества в XXI веке основаны на соображениях, выходящих далеко за рамки футурологии в любом ее варианте. Они рассматриваются в общем контексте космической философии, т.е. при тесном

переплетении социологии, метафизики, этики. Перспективы человечества для Циолковского неотделимы от процессов глобального эволюционизма, самоорганизации Вселенной (в тех пределах и в том смысле, в которых космическая философия содержит эти понятия). Некоторые аспекты этих прогнозов (включение разума в процессы самоорганизации, неизбежность входа человечества в космос, единство человеческого общества и др.) восприняты современной цивилизацией. Но во многих других она стремится выработать новые пути, расходящиеся с космической философией (например, концепция "устойчивого развития").

2. Будущее человечества в XXI и в последующих веках Циолковский рассматривал как процесс самоорганизации, тесно связанный с "совершенствованием" человечества в духе евгенических идей (с улучшением "человеческой породы"). Социальным

идеалом он считал общество, основанное на самоуправлении трудящихся масс. Некоторые черты процесса самоорганизации общества в XXI веке, как его представлял Циолковский, напоминают конвергенцию капитализма и социализма, Капитализм будет

господствовать еще долго, но постепенно, мирным путем (добровольный отказ от собственности) произойдет переход к социалистическому и коммунистическому устройству, суть которых Циолковский понимал очень своеобразно. Некоторые исследователи (Н.Н. Моисеев) необходимость цивилизационных изменений видят в неспособности современного общества эффективно решать экологические проблемы. Но у Циолковского этот мотив отсутствовал. Идеал единства человечества он также не связывал с "экологическим императивом". Общество будущего жестко стратифицировано и состоит из пяти-шести "разрядов" или "ячеек".

Высшая ячейка должна состоять из самых лучших и, может быть, гениальных людей, которые спасают человечество от бедствий, угрожающих земному шару. Болезни облегчаются, жизнь становится неопределенно долгой. При таком социальном устройстве не будет конфликтов: а) из-за претензий какой-либо страны на

политическую гегемонию, б) контроля за уменьшающимися ресурсами или в) столкновения цивилизаций на религиозной почве (например, христианства и ислама), которые многими футурологами прогнозируются на XXI век.

3. К.Э. Циолковский, в отличие от современных взглядов, считал необходимым быстрый рост народонаселения на Земле (по его прогнозам, в тысячи раз!). Для этого необходимо, в том числе и в XXI в., освоение океанов, атмосферы и в дальнейшем - переход к эксплуатации ресурсов космоса, создание "космических колоний". Земля же со временем будет разобрана "до дна". Коэволюцию человека и природы Циолковский понимал, таким образом, в терминах "эксплуатации" и "покорения". Эти представления, распространяющие на космос техногенную деятельность в нарастающих масштабах следует считать определенной

альтернативой концепции "устойчивого развития" (которую, как уточняет Н.Н. Моисеев, лучше называть концепцией "устойчивого равновесия"). Ни ограничения пределов антропогенного воздействия на биосферу, ни бережного отношения к "среде обитания, которая, в сущности, неразрывна с самим человеком, ни ресурсосбережения, ни ограничения потребления, ни регулирования (уменьшения) численности населения Земли космическая философия не предусматривает - все обстоит диаметрально противоположным образом. Неконтролируемая техногенная деятельность, которая привела к глобальным проблемам на Земле, экстраполируется

на космос, который вопреки духу концепции "устойчивого развития", в свою очередь считается "бездонной кладовой" ресурсов человечества и преобразуется соответственно его интересам. Проблему продолжения антропогенеза в XXI веке,

которая сейчас обсуждается в связи с преодолением глобального кризиса, Циолковский решал, предлагая создание постчеловека, способного непосредственно жить в космическом пространстве. "Конструктивное" отношение к космосу и человеку вплетается у Циолковского в процессы глобального эволюционизма и становится фактором самоорганизации Вселенной. Но сможет ли человечество XXI века на протяжении ряда поколений жить вне биосферы, в "космических колониях", найдет ли оно, благодаря своим технологическим возможностям, новую устойчивую нишу в космосе - остается пока вопросом открытым.

Тезисы подготовлены при финансовой поддержке РГНФ, проект № 00-03-00163.