ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОСМОНАВТОВ ДЛЯ ПИЛОТИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ВБЛИЗИ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОСМОНАВТОВ ДЛЯ ПИЛОТИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ВБЛИЗИ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ

© М.Н.Бурдаев, И.В.Воронец, Д.А.Темарцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2000 г.

Пилотирование космического транспорта (КТ) вблизи орбитальной станции (ОС) осуществляется при сближении, облёте, причаливании, перестыковке на другой стыковочный узел, а также при проведении инспекции элементов её конструкции. Эти операции могут выполняться в автоматическом или ручном режиме. При этом контроль автомата или прямое управление КТ осуществляется с его борта или с борта ОС. И в том, и другом случае эффективность пилотирования зависит от полноты состава, качества измеряемых параметров относительного движения, содержания и формы представления информации космонавту. Под качеством понимается в основном диапазон и точность измеряемых параметров, которые обеспечиваются автоматически радиолокационной системой (РЛС) «Курс» или операторской деятельностью космонавта путём оценки изображения в визире специальном космонавта (ВСК). Недостатком РЛС является наличие ошибок измерения, обусловленных переотражением сигналов от элементов конструкции КТ и ОС. Недостатком визуальной оценки параметров по ВСК является низкая точность и зависимость измерений от светотеневой обстановки.

Содержание и форма представления информации космонавту реализуют принципы, ориентируемые на глубокий и широкий контроль процесса пилотирования КТ. Такой инженерный подход не изменялся с 1967 года. Космонавты отмечают неудобство существующих форматов представления информации. Вместе с неоправданной избыточностью информации форматы не имеют интегрального показателя качества процесса пилотирования, прогноза развития ситуации и рекомендаций космонавтам к действию и не интерпретируют информацию в форме, приближённой к физике реального процесса. Из приведённых недостатков одни явились причиной возникновения нештатных ситуаций, а другие не позволили экипажу избежать случившиеся аварийные исходы при пилотировании КТ вблизи орбитального комплекса «Мир».

Авторами выявлены факторы, определяющие новое качество информационного обеспечения (ИО) пилотирования КТ вблизи ОС:

- снятие у космонавта психофизиологического напряжения;

- формирование для контроля вторичных информационных параметров, коррелируемых с управляющими движениями космонавта;

- минимизация количества контролируемых космонавтом параметров движения, расширение диапазона частот сигналов объективного измерения параметров и комплексная их обработка.

Сформулированы следующие методологические принципы ИО пилотирования КТ, соблюдение которых при разработке методов ИО позволяет повысить эффективность применения КТ:

- принцип наблюдаемости меры взаимного соответствия параметров;

- принцип наблюдаемости одних и тех же параметров разными методами;

- принцип соответствия объёма, вида и формы представления информации возможностям космонавта;

- принцип соответствия вида представления рекомендаций по управлению движением — физиологии управляющих движений человека;

- принцип комплексности использования информации средств, методов, анализаторных и управляющих движений человека;

- принцип дополнительности использования избыточной информации;

- принцип дополнительности применения путей использования параметров;

- принцип простоты интерпретации контролируемых параметров;

- принцип сохранения информативности сигнала, ресурсов, базовых методов и средств.

С соблюдением данных принципов разработаны и будут представлены в докладе:

- метод автоматизированного получения информации о параметрах относительного движения по изображению ВСК;

- метод и форма графического представления космонавту информации о процессе пилотирования КТ.

Методы позволяют повысить эффективность ИО пилотирования КТ и эффективность его применения в целом вблизи ОС.