ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ В ОСТРЫЙ ПЕРИОД РЕАДАПТАЦИИ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ В ОСТРЫЙ ПЕРИОД РЕАДАПТАЦИИ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

© В.В.Моргун, А.В.Васин.Р.Б.Богдашевский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2000 г.

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный тест Люшера в его восьмицветовом варианте. Метод выявляет как осознанное отношение испытуемого к цветовым эталонам, так и неосознанные реакции на них.

Тест подкупает своей лаконичностью, удобством применения, что является большим преимуществом в условиях реабилитации, а главное - проективной направленностью и оценкой подсознательного.

Данный метод для оценки актуального психического (эмоционального) состояния космонавтов в острый период реадаптации после длительных космических полетов, продолжительное время использовался однократно при проведении психологического послеполетного обследования, которое обычно проводилось на 3-5 сутки реадаптации.

Нами тест проводился, начиная с момента приземления космонавтов в казахстанской степи, далее в профилактории ежедневно в течении всего периода реабилитации до момента стабильных цветовых выборов. Полученные до космического полета данные по тесту Люшера являлись фоновыми.

При рассмотрении результатов цветовых выборов членов экипажей двадцать шестой и двадцать седьмой экспедиций (ЭО-26 и ЭО-27) выявлены следующие особенности.

Каждый из космонавтов имел свой цветовой выбор и этот выбор отличался достаточным постоянством на протяжении всего цикла обследований.

В первые часы после посадки (на борту самолета) ведущий цвет у командиров экспедиций был: у одного из командиров - зеленый, у другого - красный; у бортинженера на первом месте был выбран серый (ахроматический) цвет, на втором месте - синий, на третьем - зеленый; у космонавта-исследователя - зеленый. На третьи сутки после полета: у командиров - зеленый и красный, у бортинженера - черный, у космонавта-исследователя - зеленый. На пятые сутки у всех - зеленый.

Основные (яркие) цвета отражают потребности в деятельности и основную побуждающую силу мотива, а ахроматические цвета - защитные механизмы противодействия внешнему давлению, усталость, утомление, фрустрацию основной потребности и выражается в неприятии сложившихся условий и межличностных отношений.

В соответствии с цветовой гаммой выбранной командирами экипажей им в острый период реадаптации была свойственна потребность изменить неудовлетворяющие их эмоциональные отношения с социомумом. Для этого они стремились к лидерству, проявляли творчество, целеустремленность, критический анализ или сохраняли уже имеющиеся лидерские позиции и в определенной мере даже проявляли упорство в отстаивании своих позиций.

В соответствии с выбранными цветами - у бортинженера в первые сутки после полета наблюдались явления утомления с постепенным их исчезновением и резким подъемом этих явлений на пятые сутки острого периода реадаптации. Это говорит о волнообразном протекании периода реадаптации у бортинженера.

У космонавта-исследователя цветовое расположение соответствовало цветовым выборам командиров экипажей, что, по-видимому, отражало его активную жизненную позицию и функции потенциального лидера.

Выявленные с помощью метода цветовых выборов психологические (эмоциональные) состояния космонавтов в ходе острого периода реадаптации подтверждались данными психологического наблюдения, в частности методом хронометрирования положения тела в пространстве (лежа, сидя, стоя) с учетом потребностей космонавтов и результатами беседы психолога с космонавтами.

Предлагается использовать данный метод как инструмент психодиагностического исследования реабилитациошшх мероприятий. Это то направление, для которого первоначально и планировалось применять тест Люшера самим его создателем.