ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПОВЕСТЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Т.В.Горюн
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
Научно-фантастические повести К.Э. Циолковского ("На Луне", 1893 г.; "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения", 1895 г.; "Вне Земли", 1920 г.) отличаются от большинства произведений этого жанра. Они представляют научно-популярную фантастику, где фантастический элемент, появившейся рядом с научным аспектом, не подавляет, а развивает и обосновывает его. Повести переполнены рисунками, которые представляют своего рода графические подтексты, повествующие о зрительных образах, о мыслях и чувствах ученого, проходивших параллельно основным рукописным текстам. В своих графических рисунках. Циолковский давал черты будущего, невиданной, не имеющей аналога космической техники и это основывалось не только на математических расчетах, но и на научной интуиции ученого, а это невозможно без фантазии. Поэтому научно-фантастические повести Циолковского - благодатный для учителя материал, не только для обучения предметам естественного цикла (физики, астрономии, биологии), но и прекрасный материал для развития образного мышления детей на уроках изобразительного искусства.