ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМАНДНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМАНДНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ

© С.И.Мигулин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2000 г.

С переводом теоретических исследований К.Э. Циолковского в практическую плоскость появилась необходимость создания не только ракет и космических аппаратов, но и потребовалась мощная инфраструктура наземных систем для подготовки РН и

их запуска и управления. Важным направлением в этой области явилось создание командно-измерительного комплекса.

В конце августа 1956 г. на заседании Президиума ЦК КПСС был рассмотрен вопрос о запуске первого спутника Земли, и 3 сентября 1956 г. Постановлением Правительства №1241 было принято решение о создании Контрольно-измерительного комплекса (КИК), предназначенного для осуществления управления полетом ИСЗ и космических объектов. В соответствии с этим Постановлением 8 мая 1957 г. на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР было начато формирование "Центра по руководству и координации работ комплекса измерительных средств, средств связи и службы единого времени при запусках "Объектов Д" (Центра КИК), научно- координационной вычислительной части (НКВЧ), узла связи и предусмотренных проектом тринадцати научно-измерительных пунктов (НИП), названных в организационно-штатной структуре отдельными НИПами (ОНИПами), рассредоточенными по территории страны. С мая по сентябрь 1957 г. КИК был сформирован. Личный состав и техника ОНИПов эшелонами отправлены к местам постоянной дислокации, а Центр и НКВЧ размещены на базе НИИ-4 МО, откуда и осуществлялось управление работой КИКа по первому искусственному спутнику Земли (ПС-1).

В докладе раскрывается роль КИКа на первом этапе развития космонавтики, работа по контролю и управлению ИСЗ и пилотируемым КА (ПКА), которые предъявляли к КИК не только повышенные требования по глобальности связи и надежности контроля траектории, передачи команд, приема телеметрической информации, но и дополнительные требования по обеспечению связи с экипажем ПКА и приему телевизионных изображений с борта КА.