К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ФАКУЛЬТАТИВ В ФИЗИКЕ
© А.В.Попов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
В докладе обсуждается методика освоения одного из фундаментальных законов механического движения - закона сохранения импульса системы замкнутых тел и формулы Циолковского. Учитывая специфичность и жизненную привязанность этого закона, разговор о методике его становления может периодически возникать на конференциях но проблемам школьного образования. Этот закон тесно связан с именем К.Э. Циолковского. Предлагаемая автором методика не только рассматривает сам закон,
но и позволяет решить вопросы, связанные с проблемой использования дифференциальных и интегральных форм. К.Э. Циолковский 100 лет тому назад успешно решал эти вопросы. Мы обязаны решать эти вопросы не менее успешно.
Литературный экскурс в историческое прошлое изучаемой естественной проблемы, подкрепленный хорошо изданной литературой, это прием, который позволит использовать строгую методику, не прибегая к упрощенчеству.
Богатое научное наследие К.Э. Циолковского позволяет успешно использовать его труды для решения многих педагогических, проблем, возникающих на школьном факультативе. Его работа "Исследование мировых пространств реактивными приборами" - одна из тех работ, которые успешно преподносят гуманитарную сторону методики освещения вышеуказанного закона.
В названной работе параллельно решаются вопросы управления ракетой, выбора компонентов топлива н материалов топливной системы, решаются также вопросы утилизации отработанных веществ. Эти вопросы Циолковский безусловно решал на уроках физики, которую он преподавал в школах г. Калуги. Рассматривая эти вопросы, мы как бы возвращаемся на урок 100-летней давности и можем сравнить, что же произошло за 100 лет в решении перечисленных проблем.