КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА МАЛОГО СУБОРБИТАЛЬНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ARS

© М.В.Дворников, B.C.Костанбаев, Ю.Б.Моисеев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2000 г.

В последние годы многие зарубежные и отечественные ведущие авиакосмические фирмы активно включились в разработку проекта осуществления коммерческого суборбитального полета до высот 100-130 км с участием трех членов экипажа - одного пилота и двух пассажиров, имеющих минимальную авиационную или космическую подготовку. На основе анализа и обобщения прогнозируемых экстремальных факторов, с которыми может столкнуться экипаж такого летательного аппарата типа ARS, при значительных ограничениям массы и габаритов средств защиты, была разработана концептуальная схема построения системы обеспечения жизнедеятельности и аварийного спасения на всех этапах полета с учетом резервных возможностей человека.

В качестве ведущих опасных факторов, лимитирующих безопасность такого полета, были определены: во-первых, воздействие ударных перегрузок при аварийной посадке как на этапе разгона, так и при приземлении с помощью параплана, во-вторых, воздействие высотных факторов полета в случае разгерметизации кабины при общей продолжительности нахождения ЛА на высотах более 12 км в течение 15-20 мин., в третьих, пилотажные перегрузки на этапе разгона и торможения. С учетом ранее накопленного опыта в разработке средств защиты и спасения летчиков и космонавтов были сформулированы медико-технические требования к конструкции травмобезопасных кресел с изменяемой геометрией, обеспечивающих оптимизацию позы на этапе разгона (при взлете) и торможения (при входе в плотные слои атмосферы), а также комплект кислородного оборудования типа ККО-5М в комплектации с высотным компенсирующим костюмом с улучшенными защитными характеристиками и герметическим шлемом.

Одновременно были сформулированы медицинские требования к содержанию и методике проведения комплексной наземной психофизиологической и специальной подготовки лиц к суборбитальному полету с минимальными ограничениями по состоянию здоровья.

Реализация этой концепции будет способствовать не только осуществлению суборбиталыюго полета в рамках международной программы, но и созданию и развитию нового вида авиакосмического спорта - "Космическое ралли". Кроме того, данный проект может быть использован в качестве относительно недорогого средства специальной подготовки космонавтов и аэронавтов.