МОЙ ПУТЬ В АВИАЦИИ - ОТ ПЕРВОГО ПЛАНЕРА-АМФИБИИ К ПЕРВОМУ РАКЕТНОМУ САМОЛЕТУ

МОЙ ПУТЬ В АВИАЦИИ - ОТ ПЕРВОГО ПЛАНЕРА-АМФИБИИ К ПЕРВОМУ РАКЕТНОМУ САМОЛЕТУ

© Ю.Хатри
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2000 г.

Юлиус Хатри (род. в 1906 г.) принадлежит к тому поколению ветеранов немецкой авиации, которое стояло у ее истоков. После окончания в 1927 г. школы летчиков-планеристов, он был оставлен в ней в качестве инструктора, причем ему было доверено не только учить новичков, но и совершенствовать мастерство курсантов, которые уже умели летать. Одновременно Ю.Хатри работал в конструкторском бюро научно-исследовательского института Авиационного общества Рен-Росситтен (Rhoen-Rossitten-GesellscbaA). Наставниками и друзьями Ю.Хатри были известные немецкие летчики Э.Удет и Ф.Штамер и авиаконструктор А.Липпиш. Весной 1928 г. Ю.Хатри спроектировал и построил свой первый планер, обладавший свойствами амфибии, поскольку он мог приводняться и держаться на плаву, даже несмотря на сильные волны. Тогда же он строил и испытывал модели самолетов типа „летающее крыло", на которых изучал возможность использования пороховых ракет в качестве двигательной установки. Это было в духе времени. Ведь с апреля 1928 г., когда были показаны первые ракетные автомобили Ф. фон Опеля, Германия переживала настоящую "ракетную лихорадку". После эффектного выступления на автодроме Авус в Берлине в мае

1928 г., во время которого ракетный автомобиль развил скорость 220 км/ч, Ф. фон Опель буквально "бредил" ракетным полетом.

Его надежде на создание авиационного жидкостного ракетного двигателя, над которым по его заданию работал Ф.Зандер, не суждено было сбыться. В Ю.Хатри Ф. фон Опель нашел конструктора, который впервые специально построил самолет, предназначавшийся для установки на нем пороховых ракет. 30 сентября 1929 г. - день, когда Ф. фон Опель публично испытал этот самолет, развив на нем в течение 10 минут скорость 150 км/ч, вошел в историю как дата первого полета человека на ракетном летательном аппарате. В своем докладе Ю.Хатри поделится личными

воспоминаниями об этом событии.