О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И ИСТОРИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
© Ю.А.Дробышев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
Современное состояние системы образования характеризуется концептуальной перестройкой ее целей и содержания, что вызвано переменами, происходящими в отечественной и мировой культуре. Этот процесс должен затрагивать все ступени системы, формы и методы обучения. Обеспечение диалога культур невозможно без правильной организации диалога между обучаемым и обучающим, что, в свою очередь, предъявляет новые требования к процессу подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования.
Применительно к культурной грамотности учителя математики это означает установление основных стратегических направлений в процессе познания истории математики и математического образования, точек пересечения многочисленных перспектив исторического развития математического образования, роли и вклада каждой отдельной культуры в развитие математики и математического образования. По мнению К.Э. Циолковского, именно развитие науки является наиболее важным фактором, определяющим единство человеческой культуры.
В настоящее время существуют следующие пути решения проблемы историко-методической и нсторико-математической подготовки будущих учителей математики:
1. Для обучения на первой ступени разработаны и введены курсы историко-методической направленности, которые выполняют просветительскую функцию в сфере проблем, связанных с развитием системы математического образования, и позволяют подготовить базу и определенную культуру мышления для изучении курса "Методика преподавания математики".
2. Построена трехмодульная модель историко-методической подготовки учителя математики, органически встроенная в систему многоуровневого университетского педагогико-математи-ческого образования. Детальная реализация предложенной модели выполнена для второго модуля.
3. В рамках различных математических курсов, спецсеминаров и курса истории математики предприняты попытки вести работу по формированию профессиональных умений, связанных с овладением методикой разнообразного использования элементов историзма в преподавании школьного курса математики.
Анализ данных положений поззоляет утверждать, что в настоящее время не достаточно полно разработана целостная система подготовки учителя математики, позволяющая реализовать диалог культур при обучения учащихся.