О НОВЫХ НАЧАЛАХ ОБРАЗОВАНИЯ
© Г.И.Ловецкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
Образование парадоксально: его задача в том, чтобы новые поколения каждый раз решали новые задачи, опираясь на некие неизменные конструкты сознания. Тем самым предопределено извечное отставание учебных программ от жизни. Однако логикой развития новых знаний и технологий, прежде всего компьютерных, возникло новое соотношение, при котором умение школьника быстро и не всегда случайно привлекать компьютерные программы для учебных и других целей стало опережать действия учителя. Поэтому упорное отстаивание старых заслуг образования является пустым занятием если не сопровождается улучшением реального положения дел. Последнее предполагает вовсе не приукрашивание фасада здания системы образования, а его модернизацию, переконструирование содержательной части. В программу исследования новых начал образования с успехом может быть включена система ценностей русского космизма, на¬чиная с научно-философских концепций Н.Ф.Федорова, К.Э. Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевкого и вплоть до современных поисков в этом направлении. Важно также совершить переход от мышления в рамках военно-промышленного комплекса (система НИИ, которая задавала вектор знаний для того, чтобы оборонять и покорять) к пониманию новой задачи человечества, связанной с освоением космического пространства и неземных миров, а также с более глубокими представлениями о человеке, его связях с природой и Вселенной.
Включение в учебный план представлений об информационной парадигме картины мира и признания того, что духовно-смысловые пульсации сознания коррелируют с физико-химико-биологическими ритмами Вселенной, позволит установить реальные, а не умозрительные связи между гуманитарными и естественно-математическими дисциплинами школьной программы. Тогда мы, может быть, достигнем того пункта в сознании человека, с которого начнется история совестливого разума, о чем давно печется российская культура, начиная с И.И.Киреевского.