ОБРАЗЫ АРХИТЕКТУРЫ В ФИЛОСОФИИ КОСМИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

ОБРАЗЫ АРХИТЕКТУРЫ В ФИЛОСОФИИ КОСМИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

© М.А.Хрусталёва
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2000 г.

Мечты о воздушных полётах и заоблачных городах, сопровождающие человечество на протяжении всей его истории, достигают особой популярности в начале XX века, когда научные открытия и технические изобретения позволили говорить о практической достижимости космических путешествий. На фойе огромного потока фантастической литературы, подробно описывающей предметную среду внеземного будущего человечества, особый интерес представляют философские учения Н.Ф.Фёдорова и К.Э. Циолковского, рассматривающие выход в космос в рамках программы нравственного и физического преображения человека.

В философии общего дела Фёдорова, направленной на воскрешение всех живших на Земле поколений, освоение космоса объяснялось необходимостью расселения оживлённых родов по безжизненной прежде бескрайней Вселенной. Гигантские "планетоводы" и "электроходы", произведения высшей, "коперниканской" архитектуры, освободившейся от сил тяготения, символизировали для Фёдорова идеалы всеобщего братства и движения к Богу.

Циолковский связывал космическое расселение с предстоящим многократным численным увеличением населения, необходимым для совершенствования человеческой породы с помощью гармоничного общественного устройства. Архитектурные сооружения - земные дома-коммуны и стеклянные оболочки, космические жилища и оранжереи - он рассматривал как технические средства для достижения этой цели. Помимо свободы и счастья, прозрачная "архитектура без тяжести" способствовала постепенному превращению человека в особую породу высших существ - людей-растений, разумных, но почти невещественных, и потому бессмертных.

Красочность, убедительность и исключительная подробность описаний космической архитектуры у Циолковского позволила его современникам использовать и развивать их как в художественной литературе и кинематографе, так и в профессиональных архитектурных проектах. Анализ философских сочинений учёного даёт возможность судить об их исключительной важности для понимания истоков формообразования советской архитектуры 20-30-х годов.