ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ ПОЗНАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© М.В.Герасимова, Н.Л.Мыслинская, В.В.Помазков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
Изменения социально-экономической ситуации в обществе приводят к изменениям, которые затрагивают все сферы общественного производства, в том числе и образование. Педагогическая стратегия требует фундаментализацин образования, т.е. органического сочетания ее естественно-научной и гуманитарной составляющих. Физика как учебный предмет не только формирует знания о природе, но и направлена на реализацию целей: формирование естественно-научного мировоззрения, вооружение общенаучными методами познания, формирование представлений о физике как элементе общечеловеческой культуры, формирование качеств личности: патриотизма, гражданственности, стремления принести пользу людям.
Эффективным средством в реализации образовательной, гуманиртарной функций методологии науки является включение в курс физики материалов, отражающих творческую деятельность выдающихся представителей науки и техники.
Рассмотрены возможности в формировании методологических знаний будущих учителей на основе использования творческого наследия К.Э. Циолковского.
Ступени познания физической реальности Циолковский понимает так: "Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль.... Но нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету - фантазия." В своей творческой деятельности он широко использует такие общенаучные методы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, гипотеза, моделирование и другие.
В экспериментальных работах К.Э. Циолковского совершенно отчетливо прослеживаются требования к организации и проведению физического эксперимента, понимание роли физического эксперимента в науке:
- эксперимент является источником знаний и критерием их истинности;
- необходимость сведения к минимуму субъективного фактора;
- многократное проведение эксперимента в изучении явления;
- постоянное стремление к повышению точности измерения;
- критическое отношение ко всякой работе, в том числе и к эксперименту.
Организация работы по обучению студентов и получения ими методологических знаний должна удовлетворять требованиям системности, органической связи с изучаемыми вопросами физики, разнообразию методов в изучении творческого наследия К.Э. Циолковского (включая самостоятельную работу).
Реализация задач по подготовке студентов к овладению методологическими знаниями осуществляется в двух направлениях: информационном (сообщение знаний) и практическом (применение знаний).
Практическое направление подготовки студентов по рассматриваемой проблеме осуществляется на семинарских занятиях по методике преподавания физики, при написании рефератов и курсовых работ.
Один из семинаров посвящается полностью проблеме "Методологические вопросы в школьном курсе физике", включающий вопрос о методологии творчества К.Э. Циолковского. В последующих семинарско-практических занятиях студентам в соответствии с изучаемыми вопросами в определенной-последовательности предлагается (творческий фрагмент занятия) по данному тексту из работ К.Э. Циолковского выделить (найти, обозначить) сведения, касающиеся методологических вопросов, составить задачу методологического характера для учащихся, подобрать соответствующий материал к реализации воспитательных и развивающих задач урока на данную тему из предлагаемой литературы.
Далее следует самостоятельная работа студентов при подготовке к семинарским занятиям по частной методике. Студенты разрабатывают модели уроков со включением задач методологического характера. Творческая самостоятельная работа студентов связана с написанием рефератов и курсовых работ.
Завершающим этапом в подготовке студентов к работе по формированию методологических знаний учащихся является конференция, посвященная творческой научной и педагогической деятельности К.Э. Циолковского, в которой отражаются и вопросы методологического характера.