ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНСТРУКЦИИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКИМ И Ю.В. КОНДРАТЮКОМ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНСТРУКЦИИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКИМ И Ю.В. КОНДРАТЮКОМ

© Л.В.Васильева, В.Ф.Рахманин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2000 г.

Занимаясь теоретическими вопросами реактивного движения и космических полетов, К.Э. Циолковский не мог пройти мимо конструкции основной системы космической ракеты - ракетного двигателя.

Впервые основы конструкции жидкостного ракетного двигателя приведены К.Э.Циолковским в его труде: "Исследования мировых пространств реактивными приборами" (1903 г.).

Работа двигателя представлена так: "Вещества... взрываясь в определенном для того месте, текут в виде горячих газов по расширяющимся к концу трубам, в виде рупора... В одном - узком конце трубы совершается смешение взрывчатых веществ: тут получаются сгущенные и пламенные газы. В другом, расширенном ее конце, они, сильно разредившись и охладившись от этого, вырываются наружу, через раструбы, с громадной относительной скоростью".

Продолжая работать над теоретическими основами реактивного движения, Циолковский издает в 1911-1912 гг. продолжение труда, в 1914 г. "Дополнение" к вышеуказанной работе, а в 1926 г. под тем же названием выходит брошюра, обобщающая все предыдущие работы по этому вопросу, значительно дополняя и уточняя их. Здесь приводятся уже более детализировашгяе основы конструкции ЖРД. Наиболее полное описание ЖРД в представлении Циолковского дано в работе "Космическая ракета. Опытная подготовка" (1927 г.).

Приведенное в качестве иллюстрации схематическое изображение ЖРД практически содержит все элементы современного двигателя: насосы для подачи топлива, пусковые и отсечные клапаны, решетку с косыми дырами для лучшего перемешивания компонентов топлива (аналог современной смесительной головки). Камера и сопло представлены единым агрегатом - взрывная труба, переходящая в коническую форму.

В других трудах Циолковский вновь обращается к конструкция ракетного двигателя, проводит аналитические сравнения использования различных конструкционных материалов, средств кицить: от прогаров стенок камеры и т.д. Сделанные им рекомендации использовались пионерами ракетного двигателестроения, в первую очередь В.П.Глушко и другими, приводятся примеры такого использования.

Другой наш отечественный пионер космонавтики и ракетной техники - Ю.В.Кондратюк провел свои теоретические исследования независимо от К.Э. Циолковского. Им тоже были даны некоторые рекомендации по созданию двигателя космических ракет. В частности, им была предложена схема ввода топлива в камеру сгорания, получившая современное название "расположение форсунок в шахматном порядке".

В докладе приводится сопоставление взглядов на конструкцию ракетного двигателя К.Э. Циолковского и Ю.В.Кондратюка, работавших независимо друг от друга.