ПРЕДВИДЕНИЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ XXI ВЕКА: ПАРАЛЛЕЛИ И АНТИТЕЗЫ
© Л.В.Лесков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2000 г.
Наиболее точная оценка научного значения творческого наследия основоположника космонавтики принадлежит С.П.Королеву: "Константин Эдуардович был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить настоящему и большому ученому". В данное время, анализируя перспективы развития мирового сообщества в XXI в., основное внимание уделяют сценарию постиндустриальной трансформации. Целесообразно поэтому рассмотреть, в какой степени высказанные Циолковским мысли об эволюции человечества соответствуют этому сценарию.
При этом следует иметь в виду ту часть социокультурных и научно-технических прогнозов человечества, которую Циолковский относил к ближайшему времени, продолжительность которого не выходит за границы современной постиндустриальной трансформации. Рассмотрим поэтому основные контуры возникающей постиндустриальной цивилизации и сопоставим их с предвидением Циолковского.
1. Коренное изменение соотношения между наукой, экономическим и технологическим развитием, ведущая роль фундаментальной науки. Точно так же и Циолковский не мыслил грядущего развития человеческого общества без опоры на рекомендации науки.
2. Переход к постиндустриальному обществу предполагает глубокое преобразование технологического способа производства, мира техники, используемой в быту и на производстве. Разумеется, Циолковский не мог предугадать современной компьютерной революции, но многие страницы его трудов посвящены техническим изобретениям, часть которых не утратила значения и до настоящего времени.
3. Отмечается, что отличительной чертой подлинной постиндустриальной трансформации явится возрождение гуманизма. В этом смысле высказывания Циолковского противоречивы, однако, если иметь в виду его суждения по целесообразным преобразованиям социальной реальности, то иначе, чем гуманистическими, их назвать нельзя.
4. Жизненно важным становится образование, обеспечивающее всестороннее развитие самобытных творческих индивидуальностей, готовых адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Известна серия работ Циолковского о роли "гениев", т.е. творчески активных людей, как "двигателей прогресса". Хорошо известен также и его собственный педагогический опыт.
5. Коренные перемены в экономической структуре общества (возрождение мелкого предпринимательства, потеря своих позиций гигантами индустрии, многоукладность экономики и др.). Анализировать эти вопросы без малого сто лет назад у Циолковского не было ни оснований, ни исходных данных. Однако его соображения о самоуправляющихся общинах как основной ячейке социальной структуры лежат именно в этом русле социокультурного развития.
6. Постепенный переход к многополюсной модели мирового сообщества. Эту модель не поддерживают многие представители западной политической элиты, предпочитая ей сценарий "золотого миллиарда". Однако реальной альтернативой ей может стать скорее всего конфронтационный раскол мирового сообщества по линиям цивилизационных разломов. Что касается Циолковского, то хорошо известны его высказывания против использования научно-технических достижений в военных целях. Во всех своих прогностических сценариях он всегда рассматривал мировое сообщество как целостную самоорганизующуюся систему.
7. Постиндустриальная трансформация невозможна без значительного обновления общенаучной парадигмы, системы миропредставления и опоры на этические принципы. Постановка этих вопросов находится в резонансе с творческим наследием Циолковского, хотя ответы на них, которые он находил, в ряде случаев отличались от современных.
Циолковского нередко упрекают в утопическом характере его сценариев в части их социокультурного наполнения. Заметим в этой связи, что основоположник концепции постиндустриального общества Д.Белл открыто признает утопические черты своего сценария. Следует также ясно осознать, что в нашу переходную историческую эпоху роль утопии существенно изменилась - она превращаетя в один из эффективных инструментариев виртуального социокультурного моделирования. И в этом, как пишет современный французский культуролог Ф.Аинса, "заключена захватывающая и революционная задача современной утопии".
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, про¬ект 00-03-00153а. .