ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ АЛГОРИТМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ АЛГОРИТМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© С.М.Лобанов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.

Характер и интенсивность изучения той или иной дисциплины определяются многими факторами. Одним из способов организации изучения дисциплины язляется разработка и активное использование опорных алгоритмов (занятий, лекции и т.п).

Опорный алгоритм занятий (ОАЗ) - это расположенный в определенном порядке, логически обоснованный и взаимосвязанный перечень основных процессов, явлений и закономерностей, определяющих сущность и содержание занятий. В графическом изображении ОАЗ представляет собой структурно-логическую схему дисциплины, определяющую количество и последовательность изучения вопросов, и блок-схемы отдельных вопросов данного занятия. При составлении ОАЗ (это сугубо творческий процесс) лекция рассматривается как достаточно целостная система знаний, умений и навыков. Она включает в себя отдельные взаимосвязанные подсистемы,, в качестве которых принимаются примерно однопорядковые уровни знаний - вопросы занятий. Вопросы могут содержать подвопросы, которые являются более мелкими подчиненными системами, которые, в свою очередь, разделяются на компоненты: отдельные явления, процессы, закономерности. Пределом такого системного деления является элемент -научное понятие, которое характеризует глубину проникновения в сущность изучаемого явления.