ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
© В.В.Балашов, А.В.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2000 г.
В работе предлагается единая технология, включающая три составляющие: состояние рынка воздушных судов (ВС), анализ тенденций развития авиаперевозок и прогноз объема продаж ВС. Маркетинговые исследования сопряжены с постоянно действующими информационными процессами слежения за рынком и окружающей его средой. Необходимость хранения, обработки и анализа больших объемов информации требует создания автоматизированной системы маркетинговых исследований (АСМИ). Современные информационные технологии определяют тенденции развития маркетинговых исследований - использование коммерческих баз данных, внедрение коммуникационных технологий, применение имитационных методов. Информация о рынке ВС распространяется в электронном виде, в частности, через Internet, что делает возможным и сравнительно легко осуществимым регулярное ее обновление.
Модели, используемые для оценки потребного в будущем количества ВС, опираются на прогнозные значения показателей авиаперевозок в заданном сегменте рынка ВС. Прогнозные значения показателей могут быть получены на основе анализа тенденций их изменения. В соответствии с основными направлениями исследований авиаперевозок в АСМИ определяются показатели: транспортной работы авиакомпаний, развития сети авиали¬ний, использования ВС. Основным видом информации об авиаперевозках традиционно являются статистические данные, представляющие собой фиксированные показатели в виде стандартных форм статистической отчетности или таблиц в статистических сборниках. В известной мере альтернативным видом информации может служить расписание движения ВС, представляющее собой по существу план авиакомпаний по перевозке пассажиров.
Хранение больших объемов информации требует определенной систематизации исходных данных с целью приведения их к удобному для последующей обработки виду. Логически база данных АСМИ состоит из следующих основных частей: производители ВС, покупатели ВС, авиатранспортная сеть и внешняя среда. Каждая из частей является совокупностью логически связанных между собой элементов - объектов данных и отношений. В предметной области исследования выделены следующие объекты данных: аэропорт, авиалиния, авиакомпания, авиастроительная фирма, воздушное судно, страна. К отношениям объектов данных относятся: расписание и парк авиакомпании, продажа ВС авиастроительной фирмой, региональные и межрегиональные факторы внешней среды. В процессе исследования рынка ВС атрибуты указанных объектов и отношений выступают в качестве основных параметров. Для каждого календарного года формируется отдельная база данных. Предлагаемая методика позволяет собирать, обрабатывать и предоставлять информацию с целью слежения за состоянием и развитием рынка ВС и его сегментов.