ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
© А.С.Латшпга
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
Наши дни характеризуются стремительным ростом парка возможностей персональных ЭВМ, внедрением их во все сфери космонавтики, управления и обслуживания, в том числе и в учебный процесс. Наибольшую эффективность их применения дает использование автоматизированных обучающих систем (АОС), ориентированных на эффективную реализацию всех основных принципов программного обучения:
- учет закономерностей учебного процесса, известных современной педагогике и психологии;
- последовательная реализация требований, выдвигаемых общей теорией управления - кибернетикой;
- сопряжение процесса восприятия учебной информации с ее усвоением и практическим применением;
- приспособление процесса обучения к индивидуальным особенностям каждого обучаемого.
Для реализации АОС в учебном процессе необходимо предварительно разработать автоматизированные обучающие курсы по учебным дисциплинам их разделам и темам. Разработка курсов автоматизированной обучающей системы подразделяется на предварительную, основную и отладочную части.
Практическая разработка обучающего курса АОС состоит из синтеза конкретной общей блок-схемы курса АОС и последовательной детализации каждого из блоков этой схемы до все более низких уровней. На основании блок-схемы изучения курса АОС разрабатывается обучающая программа, которая может быть либо простой линейной, либо более сложной - нелинейной. В первом случае, линейная обучающая программа не позволяет активно управлять процессом познавательной деятельности и поэтому может быть рекомендована только при обучении простейшему материалу. Во втором случае, нелинейная обучающая программа предполагает дифференцированный контроль усвоения материала, допуская в зависимости от степени освоения, переход к последующему разделу при неполном усвоении предыдущего, а также в случае необходимости, возврат к повторной их проработке.