ПРОБЛЕМА БЕСКОНЕЧНОСТИ ВСЕЛЕННОЙ: КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОВРЕМЕННАЯ КОСМОЛОГИЯ
© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2000 г.
1. Конечное и бесконечное - важнейшие универсалии мировой культуры. Противоречивое взаимодействие этих универсалий в философии, религии, искусстве, науке и других сферах культуры во многом предопределило духовную атмосферу XX века (проблема бесконечности в математике, дискуссии о конечности и бесконечности в космологии, проблема человека как существа, "пограничного" между конечным и бесконечным в антропологии, проблема бесконечного смыслового континуума в аналитической психологии и др.). Разные смыслы понятия бесконечности наполняют и космическую философию К.Э. Циолковского.
Отношение к понятию бесконечности неоднозначно. Проявляется стремление "изгнать" его из науки (потому, например, что в ряде случаев его появление в физической теории свидетельствует о ее неблагополучии и т.п.). Но подобные попытки всякий раз заканчивались триумфальным возвращением понятия бесконечности в ту или иную сферу научного познания, включая и современную космологию. Видимо, на уровне оснований науки бесконечность не только не устранима, но и постоянно расширяет пределы научного познания, играя, тем самым, выдающуюся эвристическую роль в научном поиске.
2. Понятие бесконечности в космической философии К.Э. Циолковского использовалось в разных смыслах (например, бесконечное множество космосов, бесконечная протяженность пространства и времени, бесконечная структурная иерархия космических систем, бесконечная последовательность ритмов космической эволюции, бесконечность пределов могущества космического разума и др. Некоторые из этих смыслов понятия бесконечности вызывают отклик в современной науке.
3. Долгое время вопрос о том, что было "до" начала расширения Вселенной, считался бессмысленным, так как время, по Августину, возникло вместе со Вселенной (эту мысль еще недавно решительно отстаивали многие современные космологи). Но сейчас ситуация изменилась. И.Пригожин показал, что в рамках современной теории самоорганизации вопрос о происхождении времени чрезвычайно сложен, причем "мысль о том, что время не имеет начала - о том, что время предшествует существованию нашей Вселенной - становится все более правдоподобной" (Пригожин И. Конец определенности. Ижевск, 1999. С. 158).
Тезисы подготовлены при финансовой поддержке РГНФ, проект 98-03-04254