ПРОЕКТ ШКОЛЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ
© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
Сегодня, когда идет интенсивный поиск новой модели школы, способной выполнить, возлагаемые на нее задачи - воспитать человека гражданином Мира, разумным и нравственным, стоит, на наш взгляд, обратиться к педагогическому наследию выдающегося русского ученого К.Э. Циолковского.
Как учитель почти с сорокалетним стажем он считал, что цель школы и смысл образования заключается в том, чтобы "научить жить, понимать лучшее социальное устройство, быть гражданином".
Такие подходы к школе для Циолковского не были случайными. Его проект школы будущего написан в 1918 году, когда шли бурные дискуссии о том, какими должны быть новое социалистическое общество и школа. Педагог-гуманист К.Э.Циолков¬ский приветствовал демократические изменения, происходящие в отечественном образовании (предоставление большей свободы учителю, установление новых отношений, основанных на идее сотрудничества, отмену экзаменов и т.д.).
В проекте К.Э. Циолковского "Какой тип школы желателен?" нашли отражение мечты многих поколений людей о школе - "человеческом общежитии", где отсутствует всякое насилие над личностью; о школе, которая была бы настоящим домом радости для ребенка. Развитие школы будущего, как представлялось К.Э.Циолковскому, обязательно будет проходить по гуманистическому направлению.
В современной "Доктрине образования" (1999 г.) многие идеи о новой школе созвучны мыслям Циолковского. Это личностно-ориентированное образование, сбережение "душевных сил" ребенка, новая этика отношений и многое другое.