«ПУТЕШЕСТВИЯ В БУДУЩЕЕ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА И ТВОРЧЕСТВО К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

«ПУТЕШЕСТВИЯ В БУДУЩЕЕ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА И ТВОРЧЕСТВО К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Кореньков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2000 г.

Появление в словесности «путешествий во времени» - признак кризиса традиционной картины мира и попытка обосновать новую. Обращение к аксиологическим глубинам культуры делает этот мотив частью общего процесса мифотворчества.

Поэтика «путешествий в будущее», пришедших в литературу позже «странствий в прошлое», менее связана с архаическими мифами и жанрами религиозной литературы. Восприятие этого мотива требует от читателя специфических навыков: при «путешествии в древность» задействуются те же, что и в случае восприятия эпического сказания, механизмы поэтической иллюзии, основанные на напоминании о признанном традицией прошлом (меняется только дистанция: вместо эпической - романная).

Прием «путешествий в будущее» нуждался в особого рода мотивировке, которая делала в глазах читателей его применение поэтически достоверным и оправданным художественными или иными целями. Изображение светским писателем «времени потомков, которого нет и не было», не имело опоры в литературной конвенции предыдущих эпох: читатель не находил в этих «выдумках» ни дидактическою интереса, ни познавательного.

Усвоение этою мотива в русской литературе, совпавшее с началом ее Золотою века, произошло с 1820 г. по 1845 г., когда раз в полтора-два года в свет выходили произведения В.Кюхельбеккера, В.Одоевского, Е.Баратынского, А.Вельтмана и др., в которых использовался мотив «путешествий в будущее». Тогда были опробованы и восприняты читающей публикой многие виды поэтической мотивировки введения этого приема.

Новый всплеск интереса к «путешествиям в будущее» был связан с романами Ж.Верна, Э.Беллами, Г.Уэллса и с осмыслением кризиса цивилизации рубежа ХIХ - XX вв., нашедшим свое поэтическое воплощение в социально-политических утопиях, технофантастяке, а также попытках «увидеть вечное во временном». В докладе предпринимается попытка рассмотреть в этом контексте и научно-фантастические сочинения К.Э. Циолковского.