РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© В.А.Макарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.

Сегодня, когда одной из самых существенных проблем воспитания стала проблема духовно-нравственного становления личности, обращение к педагогике К.Э. Циолковского и разноаспектной разработке ее в отечественном образовании, несомненно, способствует более широкому пониманию гуманистических основ духовного совершенствования человека.

Для К.Э. Циолковского человек, неотъемлемая часть космоса, несет в себе нравственную ответственность за свое совершенствование. Образование должно быть направлено на формирование человека с космическим сознанием, осознающим нравственную ответственность за судьбу всего человечества и Космоса.

Общечеловеческие ценности и идеалы не противоречат "космической этике" К.Э. Циолковского, напротив, они органично входят в нее.

Идея воспитания совершенного человека как гражданина Вселенной, обоснованная К.Э.Циолковским, получила развитие в истории отечественного образования. Достаточно оригинальную трактовку идеи великого ученого мы находим в космической педагогике 30-х годов.