РАЗВИТИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЖРД СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОНИКИ
© В.Ф.Толкачёв
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2000 г.
История разработок ЖРД показывает, что доля информации, получаемой конструкторами от испытаний ЖРД, по отношению к информации получаемой из других источников (стандартов, литературы, лицензий и т.п.) значительно больше, чем при разработках других объектов, в том числе атомных энергетических установок и самолётов. В период разработки "семёрки" (Р-7) потребность в электронных средствах измерений и аварийной защиты проявлялась столь быстро, что время их освоения предприятиями приборостроения явно было слишком большим и сдерживало разработку ЖРД. На рынке этих средств, в том числе и зарубежном, почти не было средств, удовлетворяющих нас по всему комплексу характеристик, особенно по частотному диапазону и информативности. Поэтому значительная часть электронных средств для испытаний ЖРД была разработана в ОКБ-456 или по разработанным в нём техническим требованиям. С 1954 г. для испытательных стендов непосредственно в НПО "Энергомаш" было разработано свыше 130 типов электронных устройств с выпуском документации и проведением их испытаний, в том числе метрологических. Были разработаны устройства для тензометрических датчиков механических напряжений, давлений, вибраций, устройства для аварийной защиты по скорости вращения и пульсациям давления, устройства для измерения уровня и расхода жидкостей, устройства для сопряжения средств с разными стандартами сигналов, устройства для спектральной и иных форм обработки информации. Более 55 типов разработанных нестандартных устройств эксплуатируется до настоящего времени.
Эффективность от применения этих устройств по приближенным оценкам в десятки раз превосходила затраты на их разработку. Возможности в этом не были исчерпаны и это по оценкам докладчика значительно сократило периоды разработки нескольких типов ЖРД, особенно, на начальных этапах их отработки.
Эти оценки и анализ тенденций развития электронных средств получения, обработки и представления информации об испытаниях новых машин приводят к выводу, что и в дальнейшем разработки электронных средств для испытаний ЖРД могут быть нссьма эффективными. При этом, однако, следует учитывать, что ввиду расширения рынка электронных устройств и компьютеризации, акцент разработок смещается на разработку специального математического обеспечения и устройств для сопряжения средств с разными стандартами сигналов. Остаётся актуальным нопрос о разработке помехоустойчивых тензостанций с широкой полосой пропускания частот. Доля затрат, выделяемых на эти цели в настоящее время, представляется слишком малой по отношению к оптимальной. Оптимизация затрат и правильное направление разработок могут ускорить и удешевить разработки новых ЖРД не менее, чем на 20%.