ЦИОЛКОВСКИЙ ПОМОГАЕТ ШКОЛЬНИКАМ ОСОЗНАТЬ ИДЕИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
© А.В.Попов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.
На 14-ых чтениях К.Э. Циолковского В.А.Петрицкий сделал доклад «К.Э. Циолковский и А.Эйнштейн». Научный поиск этого выступления выдержал проверку временем. Интерес и потребность к освоению СТО не потеряли своей насущности. В Швейцарии осуществлен эксперимент, моделирующий начало рождения Вселенной. Взрыв явился следствием столкновения двух масс плазменного характера, имевших противоположный электрический заряд. Но вопрос о том, что же было первоначалом на самом деле остается в науке открытым. Вновь на научном горизонте появился образ эфира, но уже не нейтрального, о котором говорили во времена Эйнштейна и Циолковского, а энергетически насыщенного. Пройти мимо этой проблемы школа не имеет права. И в этом вечном поиске правды работа К.Э. Циолковского «Кинетическая теория света» (19!9г.) может оказать существенную услугу.
В ней К.Э. Циолковский очень подробно излагает свою точку зрения на эфирное вещество, заполняющее все пространство Вселенной. Такого подробного очерка с указанием структуры эфира в открытой литературе не встречается. С течки зреная педагогики описание эфира Циолковским, дающее конкретный предметный образ некоторого «врага» СТО, помогает более успешно осознать пространственно-временное свойство окружающей нас материальности.
В докладе освещается конкретная методика со ссылкой на воззрение К.Э. Циолковского. И это воззрение нельзя рассматривать как какую-то научную близорукость Константина Эдуардовича, а наоборот, - это мощный аргумент в пользу тех методик, которые возьмут на вооружение взгляды ученого. Умалчивание взглядов Циолковского а вопросе мирового эфира легко объясняется духом того времени, когда жил Циолковский. Открытость методик современной общеобразовательной школы позволяет поднять престиж К.Э. Циолковского и сделать из него не противника СТО, а вполне нормального оппонента по этой научной теории.