УТОПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВВ. В ТВОРЧЕСТВЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© А.В.Хорунжий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2000 г.
Определяя утопизм как "специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может - а потому и должно быть как бы автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством.., замысел спасения мира
устрояющей самочинной волей человека", С.Л.Франк пришел к выводу, что в таком качестве 'утопизм есть типический образец ереси в точном и правомерном смысле этого понятия". В основе такого еретического религиозного сознания лежали в XIX в. переосмысленные данные естественных наук. В более широком смысле можно сказать, что их основой была существовавшая картина мира, теснейшим образом связанная как с христианством, так и с развитием науки.
В России рассматриваемого периода к этим чертам добавлялся ряд особенностей. Позднее появление философских работ в классическом понимании этого термина, маргинальное сознание интеллигенции, оказывавшейся на стыке двух культурных традиций - византийско-православной и собственно европейской - приводило к поиску путей совмещения этих традиций, обоснованию особой роли России. Это имело следствием отмеченное В.В.Зеньковским преобладание этической проблематики в отечественной философской мысли, а Г.П.Федотову дало основание определить русскую интеллигенцию как группу, движение и традицию, объединяемые "идейностью своих задач и беспочвенностью [т.е. оторванностью от культурных традиций страны - А.Х.] своих идей". Мессианские черты такого мировоззрения, подкрепленные характерным для XIX в. "прометеевским восторгом перед техникой", "восторженным сознанием огромных, никогда ранее не существовавших возможностей во всех сферах человеческого бытия", порождали надежду на скорейшее воплощение на Земле царства Справедливости.
В 60-е - 70-е годы XIX в. эти надежды вылились в описанный позже Н.А.Бердяевым "общественный утилитаризм в оценках всего". Выступая против столь однобокого подхода, приводившего к самым негативным последствиям, он писал: "Русская интеллигенция хотела жить и определять свое отношение к самым практическим и прозаическим сторонам общественной жизни на основании материалистического катехизиса и материалистической метафизики". Результатом этого являлись, по меткому определению Н.И.Кареева, поиски "в философии указаний на должное", приводившие, по сути, к непониманию собственно философской проблематики и - в итоге - рассматривавшихся учений. Убежденность во всесилии науки, помноженная на общест¬венный утилитаризм, привела к появлению большого количества проектов идеального общества будущего и планов его достижения, которые, по мнению их создателей, зиждились на строго научной основе. Авторы таких проектов зачастую выступали с позиций атеизма, но сам подход к устроению Царства Справедливости от этого не менялся.
Именно в такой обстановке происходило формирование мировоззрения К.Э. Циолковского, что в полной мере отразилось на его творчестве, особенно в работах по социальной проблематике.