АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РУССКОГО КОСМИЗМА

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РУССКОГО КОСМИЗМА

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2001 г.

1. Идея справедливого общества в будущем изначально заложена в структуре человеческой психики. Это идея Золотого века — архетипическая идея, несущая веру в справедливость и в конечное торжество добра. Она возникает спонтанно, в разные эпохи, в разных культурах. Первоначально этот архетип реализуется в религиозной идее тысячелетнего царства Божия на земле (хилиазме), восходящей к глубокой древности. В современную эпоху архетип Золотого века проявляется в своих секулярных вариантах — социализме и коммунизме,

2. Русский космизм — также проявление этого архетипа, проявление наиболее максималистское. Напрашивается сравнение его с ветхозаветным хилиазмом, который мыслился как наступление эры справедливости в мировом масштабе. Современный русский космизм впечатляет «онтологическим размахом» утопической мечты, согласно которой человечество должно принять руль управления эволюцией Вселенной и вести ее согласно велениям своего разума! Эти ослепительные перспективы помогают забыть гнетущую повседневность и уводят в безбрежность Космоса, подвластного всемогущему Человеку.

3. Поражает натуралистичность этих мечтаний. По мнению космистов, человек будущего — это человек прежде всего совершенный физически. Преображение видится как развитие добавочных органов и свойств ТЕЛА, позволяющих свободно передвигаться в пространстве, питаться солнечными лучами и т.д. В религиозном направлении русского космизма проявляется та же его общая черта — натуралистическое понимание духовности. Например, «обожение», которое в христианстве рассматривается как процесс внутреннего очищения от греха, в космизме приобретает сугубо телесный характер. Н.Федоров, хотя и предполагает преобразование сознания у человека будущего, однако акцент делает на физиологической перестройке тела (чтобы оно своей жизнедеятельностью перестало вытеснять другие жизни). Представления русских космистов об идеальном обществе также прочно завязаны на натуралистическом понимании высших ценностей.

4. В религиозном направлении русского космизма отчетливо прослеживается и другой архетип — архетип Третьего Завета, постоянно возникающий в представлениях религиозных мыслителей, которые претендуют на более совершенное понимание христианства, разрабатывая его «улучшенный вариант». Учения о Третьем Завете играли значительную роль в Русском религиозном ренессансе начала XX века, (не случайно «Третий Завет» — так называлась книга А.Шмидт — мистической «возлюбленной» Владимира Соловьева). Сегодня он отчетливо прослеживается в религиозном направлении русского космизма, где учение Федорова понимается как дальнейшее совершенствование Священного Писания применительно к современной эпохе. Такое натуралистическое понимание природы духовного спасения представляет собой кардинальный пересмотр представлений христианства. Это отнюдь не развитие его духовных основ, а возврат к ветхозаветному хилиазму, преодоленному учением Христа. Вспомним, что Ветхий Завет понимался как обещание материального благополучия и политического величия народу Израиля. Недаром древние иудеи, ожидавшие мессию, приняли Христа за освободителя от римского владычества. Но он нес другой идеал — духовное (а не политическое) осво-бождение, которое не может рассматриваться натуралистически и не зависит от телесного благополучия. Слова Христа, что Царствие его «не от мира сего» и что главное душа человеческая, а не материальые блага мира — это трудное понимание (особенно для современного человека, с его потребительскими ценностями), провозглашаемое Новым Заветом, фактически отвергается теперь религиозным течением русского космизма. С нашей точки зрения, это представляет собой серьезный откат назад не только в духовном, аксиологическом, но и социокультурном плане.