ЭТАПНОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.
Космонавтика является одним из авангардных направлений современной научно-технической цивилизации. Поэтому очевидно рассматривать её как объект классификации образовательной деятельности.
Опыт работы в системе аэрокосмического образования (АКО) позволяет рассматривать её как сложную педагогическую систему с четко выраженными этапами обучения:
1) дошкольный (детский сад);
2) начальный (1-я и 2-я ступени средней школы, учреждения дополнительного образования детей — УДОД);
3) средний (3-я ступень школы, УДОД);
4) высший (вуз);
5) послевузовский (аспирантура, докторантура, ИПК).
Эти этапы тесно связаны с возрастом обучающихся, поэтому содержание и форма занятий существенно отличаются между собой:
1) в детском саду занятия носят ознакомительный характер и проходят в форме игр или рассказов с обязательной иллюстрацией (макеты, слайды, видеофильмы и т.п.);
2) начальный этап предполагает:
а) знакомство с историей космических полетов, с персоналиями, с типами ракет и космических аппаратов;
б) овладение навыками изготовления моделей ракет и макетов космических аппаратов;
в) участие в соревнованиях по ракетомодельному спорту и в конкурсах аэрокосмического характера;
3) на среднем этапе основной целью является профориентация школьников, которая идёт по двум направлениям:
а) занятия в аэрокосмических школах (классах) в рамках расписания и факультативно;
б) активная работа в кружках УДОД.
Особенности довузовского обучения в системе АКО, методические разработки, региональный опыт находят своё отражение в журналах «Земля и Вселенная», «Внешкольник», «Дети, техника, творчество». Многие вузы (МАИ, МГТУ, КАИ, КуАИ и др.) заинтересованы в хорошей подготовке своих абитуриентов и участвуют в их профориентации.