ИДЕИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО О РАЗВИТИИ ДУХОВНОСТИ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ КОСМИЗМА

ИДЕИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО О РАЗВИТИИ ДУХОВНОСТИ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ КОСМИЗМА

© В.А.Макарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

1. Общностью, сближающей идеи К.Э. Циолковского о развитии духовности личности с идеями всех представителей русской педагогики космизма, является вера в возможности человека, в безграничное самосовершенствование и утверждение активной творческой роли самого человека в этом процессе. Основой этого сближения является гуманизм, проистекающий из целей космической эволюции.

2. Идея Циолковского о духовном формировании человека на основах нравственности близка «живой этике», созданной Е.И.Рерих, которая объединяет духовно-нравственные ценности западной и восточной культуры. Практические наставления из «этики» имеют широкий педагогический смысл. Беспредельность космоса связана здесь с беспредельностью возможностей духовного совершенствования. Добро, любовь, красота, согласно представлениям этики Рерих, не имеют границ, и человек, совершенствуя свою духовную природу, участвует в эволюции космической жизни. Поэтому важно наполнить мир высокодуховными проявлениями, а духовное самосовершенствование человека происходит в том случае, если мысли и поступки исходят из законов Космоса.

3. Понимание того, что через духовное совершенствование человека происходит постепенная гармонизация отношений с Космосом свойственно всей педагогике космизма и полностью созвучно антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, в которой подчеркивается взаимовлияние развития человека и Космоса.