К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ
© Ю.А.Ткаченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2001 г.
То обстоятельство, что достижения Германии в области ракетной техники были использованы для дальнейшего совершенствования этой техники в СССР и США в условиях холодной войны, остро ставило вопрос о приоритетах и заимствованиях. В это время творчество К.Э. Циолковского получило второе рождение: он стал известен в первую очередь как основоположник теоретической космонавтики. При этом широкую известность получили технические разработки К.Э. Циолковского, мыслимые им, как средство для осуществления общечеловеческой цели, а собственно философское содержание этой цели оставалось невостребованным.
В современном обществе, напротив, именно философия космизма выступает на первый план. Это связано с обострением экологической ситуации, в широком смысле - проблемы взаимоотношений Человека и Природы. В ее решении одной из задач является формирование нового мировоззрения, основанного на понимании целостности, онтологического тождества Человека и Природы - Космоса.
В свете этой проблемы философия космизма К.Э. Циолковского интересна в той степени, в какой в ней отразились отношения Человека и Мира, их единство (выражаемое К.Э.Циолковским термином "монизм" Вселенной), а также степень и характер влияния Человека на Мир. Новые данные естественных наук, формирование неклассической рациональности влияют на интерпретацию философских высказываний К.Э. Циолковского: для современных исследователей в его идеях "монизма", "автогонии" и тому подобных ценно как некое предвидение им существующих ныне теорий. К.Э. Циолковский пытался создать некоторое целостное, натурфилософское знание, опираясь на идею целостности всех слоев бытия.
Такое же целостное восприятие мира характерно и для других философов—космистов, наиболее выпукло отраженное в творчестве Н.Ф.Федорова и В.И.Вернадского. Первый описывал мир в терминах родства, проектировал геокосмическую цивилизацию и распространял семейные — сыновние — узы на весь космос. Целостность бытия он видел в неделении, недроблении его смертью. Но язык Федорова — язык символов мо¬рализирующего сознания, во многом неясен нашим современникам.
В.И.Вернадский, напротив, опирался исключительно на научные данные, и его философия естествознания повлияла на формирование современной научной картины мира. Но «философские мысли» Вернадского обращены, главным образом, к научному сообществу и именно в нем нашли понимание и развитие. Новые представления о мире, приходящие из естественных наук, не успели еще получить достаточного философского осмысления, не стали фактором, способным участвовать в формировании мировоззрения. Причиной такой ситуации может являться как сложность самих этих представлений, так и дробность культуры, ее все расширяющаяся дифференциация. Поиск целостной философской мысли приводит к необходимости возрождения своего рода натуралистического взгляда, обращенного на толкование природы в ее целостности. Это возвращает нас к К.Э.Циолковскому, но не к его конкретным идеям, а к способу мышле¬ния, который был для него характерен.
Изучение творческого наследия К.Э. Циолковского, развитие его идей дают уникальный опыт не просто целостного восприятия мира, но и универсального языка сознания, на котором принципы космизма были им выражены.