ЛУННЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ГОРОДОВ НА ГЕОЦЕНТРИЧЕСКИХ ОРБИТАХ

ЛУННЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ГОРОДОВ НА ГЕОЦЕНТРИЧЕСКИХ ОРБИТАХ

© Г.Г.Поляков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2001 г.

К.Э. Циолковский много внимания уделял освоению Луны. В перспективе лунное сырье целесообразно использовать для создания множества больших космических поселений, вращающихся вокруг Земли. Конечно, прежде всего нужно построить на Луне промышленную базу для производства строительных материалов, конструкций и т.п. с соответствующей инфраструктурой. Доставку же лунных материалов на геоцентрические орбиты наиболее производительным и экономичным способом смогут реализовать две конвейерные транспортно-энергетические системы (ТЭС) — прямая и обратная, т.е. обращенные в сторону Земли и от нее соответственно. Каждая из них представляет собой большой вертикальный конвейер, протянувшийся вдоль силового троса привязного спутника Луны, который находится выше точки Лагранжа Li (для прямой) и L2 (для обратной) ТЭС, так, чтобы его вес был направлен вверх и удерживал систему от падения. Замкнутая лента вертикального конвейера надета на три шкива, причем два из них находятся внизу (на Луне), а третий - вверху на тросе (выше точки Лагранжа). Оба нижних шкива помещены на платформах, которые могут передвигаться по двум рельсам, а между ними вдоль пути равномерно расположен ряд роликов для ленты, чтобы она не касалась полотна дороги. На осях всех шкивов установлены электрические машины (ЭМ), которые могут работать как электрогенераторы и как электродвигатели. Чтобы грузы, которые лучше сбрасывать с вершины лунных ТЭС в виде длинных связок (цепочек), могли выйти на почти круговые орбиты вокруг Земли, конвейеры должны вращаться в сторону противоположную орбитальному движению Луны с достаточно большой скоростью. Но, чтобы ветви конвейера не сталкивались между собой, их нужно подальше удалить друг от друга. Это достигается с помощью двух нижних шкивов с ЭМ, помешенных на платформах, которые развозятся по рельсам на нужное расстояние (до нескольких сотен километров). Если высота прямой или обратной конвейерной ТЭС будет больше соответственно 290,5тыс. км и 678 тыс. км, то они не только станут перевозить грузы на геоцентрические орбиты, но их ЭМ заработают, как электрогенераторы и будут давать электроэнергию для добычи и переработки сырья, зарядки аккумуляторов и функционирования инфраструктуры на Луне (за счет практически неограниченной механической энергии системы Земля-Луна). А при высотах конвейеров меньших, чем приведенные величины, ЭМ на их шкивах заработают как электродвигатели от солнечных батарей или аккумуляторов. Прямая лунная ТЭС станет поставлять грузы на почти круговые геоцентрические орбиты, находящиеся между Луной и Землей, а обратная - на те, что за Луной. Длинные связки грузов, движущиеся по какой-либо орбите, сначала буду собираться космическими буксирами в одном месте, а затем из них будет сооружаться космическое поселение в виде большого города-дома с заводами, которое вращается вокруг своей оси для создания в нем силы тяжести.

В отдаленной перспективе тысячи таких искусственных лун-поселений можно создать вокруг других планет (с помощью конвейерных ТЭС, помещенных на их синхронных спутниках), причем они практически реализуют идею К.Э. Циолковского о создании «колец жизни» у небесных тел.