НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО - СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЁНОГО

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО - СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЁНОГО

© В.Е.Ермолаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2001 г.

1. К.Г.Юнг считает фантазию наиболее ярким выражением специфической активности нашей психики. «Она является прежде всего творческой деятельностью, дающей ответы на все вопросы, на которые ответ возможен: она - мать всяких возможностей и в ней жизненно слиты, наравне со всеми психологическими противоположностями, также и внутренний мир с внешним» (Психологические типы. М., 1996 г. С.85).

2. Собственно научная фантастика занимает скромное место в обширном наследии К.Э. Циолковского, если забыть о попытках советского официоза представить его философские труды ("Монизм Вселенной", "Неизвестные разумные силы" и т. д.) как научно-фантастические. Но именно научная фантастика дала простор и форму сильнейшей из врождённых способностей учёного - его воображению, детальное следование которому потребовало всё большей научной поддержки.

3. Степень достоверности рисуемой Циолковским картины уже в первой повести «На Луне» поразительна. Она рождает ощущение его действительного присутствия там, куда человек попал только много десятилетий спустя, и заставляет задуматься ещё раз об архетипической природе предвосхищений, которых так много у русского гения.

4. Научная фантастика была для Константина Эдуардовича той лабораторией, где возникали и разрабатывались его идеи относительно самых разных сфер жизни (особенности сна, приёма пищи, водных процедур и т.д.), науки, техники.

5. Вместе с тем фантастический мир Циолковского, мир его отдохновений от горестей и забот нищей жизни русской провинции - это мир его психологических проекций и, по мере его развёртывания, избавления от навязчивой принудительности (интроекции) архетипических содержаний. Центр внимания смещается на стремление донести до человечества смысл своих видений на общепринятом языке научных истин.