ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
© В.Н.Зиновьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.
Педагогический потенциал наследия К.Э. Циолковского огромен. Его личность, жизненный путь, научные идеалы, нравственные ценности способны оказывать большое развивающее и воспитывающее воздействие на подрастающее поколение. Методические идеи, используемые в учебно-воспитательном процессе Циолковским, могут найти применение и в практике работы современной школы. В рамках семинара, посвященного исследованию педагогического наследия Циолковского, перед студентами были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать биографические сведения, на основании которых можно провести урок, посвященный судьбе выдающегося ученого, показывая учащимся пример беззаветного служения науке, величие человеческого духа, приводя их к философским размышлениям и нравственным поискам; выделить темы уроков в программе курса математики начальной школы, на которых можно использовать данный материал. '2. 2. Изучить «Программу уроков по предмету арифметики» и «Программу уроков по предмету геометрии», разработанные Циолковским 1 января 1890 г.
3. Выделить методы обучения, используемые Циолковским в период педагогической деятельности, систематизировать их.
4. Определить темы уроков, подобрать фактический материал, реализуя методические идеи Циолковского. Например, применение оригинальных наглядных пособий на уроках математики. Так, изучение дробей у него начиналось с разрезания яблока, понятие о величине дроби давалось с помощью палочек или полосок бумаги, закрашенных и разделенных на части. Преподавание геометрии Циолковский также связывал с практическими действиями. Для черчения различных геометрических фигур, иллюстрирующих задачу, он применял отвесы, циркуль, угольник, линейку, транспортиры.
При подготовке к семинару студенты обращаются к публикациям о Циолковском, к экспозиции Мемориального дома-музея ученого.