ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ТРАНСПОРТНЫХ КОРАБЛЕЙ И ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ
© Т.В.Матвеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2001 г.
Российские транспортные корабли «Союз-ТМ», «Союз-ТМА» и транспортные грузовые корабли «Прогресс-М», «Прогресс-М1» выполняют регулярные полеты по программе Международной космической станции (МКС). Совместные операции кораблей и станции, которые проводятся в ходе полетов, составляют важнейшую часть программы. При этих операциях помимо решения задач управления транспортным кораблем и станцией по отдельности необходимо организовать их совместную работу, учесть взаимные требования и ограничения. Такие условия возникают на всех этапах и уровнях управления, но особенно остро проблема взаимодействия встает на завершающем этапе — при оперативном планировании и реализации совместных операций.
Оперативное планирование включает в себя разработку оперативной документации для управления полетом - детальных планов полета, программ сеансов связи, радиограмм экипажу. Реализация представляет собой исполнение планов в реальном времени. Многолетний опыт проведения совместных транспортных операций на российском орбитальном комплексе «Мир» позволил выработать определенные правила оперативного планирования и реализации, которые успешно применяются в программе МКС. Например, циклограмма разработки документации, форматы основных документов претерпели минимальные изменения при переходе к новой программе. В то же время значительные изменения в конструкции МКС по сравнению со станцией «Мир», а также использование в программе МКС новых модификаций транспортных кораблей привели к появлению новых условий при проведении совместных операций.
В докладе рассматриваются действия группы планирования транспортных и грузовых кораблей (ГП ТК, ТКГ) при оперативном планировании и реализации совместных операций кораблей и станции. Дается описание основных документов и информационных данных, которые разрабатывает эта группа, циклограммы их разработки. Приводится анализ изменений, которые были вызваны переходом к программе МКС, и рекомендации по организации взаимодействия ТК и МКС при проведении их совместных операций.