ОРБИТАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ «БУРАН» - НАЧАЛО ПРИМЕНЕНИЯ АВИАКОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИ

ОРБИТАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ «БУРАН» - НАЧАЛО ПРИМЕНЕНИЯ АВИАКОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИ

© А.С.Башилов, М.И.Осин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2001 г.

Многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран» создавалась усилиями двух наукоемких отраслей: ракетно-космической и авиастроительной. Новым и необычным была разработка планера орбитального корабля «Буран». Этот самолет должен был летать на высотах и скоростях, в десять раз превосходящих достигнутые в авиации. Планер «Бурана» — аэрокосмический самолет — проектировали, изготавливали и испытывали авиастроители. Нельзя не отметить, что многие черты будущего орбитального самолета, например, способы противостоять импульсу перегрузочного воздействия; правильно подставлять горячему потоку наиболее защищенную поверхность; управляться поворотами по крену, совершая скользящий спуск в верхних слоях атмосферы; защищаться от аэродинамического нагрева керамической черепицей; управлять балансировкой с помощью стабилизирующих щитков — были предложены в трудах ряда отечественных ученых.

История проектирования первого отечественного многоразового орбитального самолета начиналась с исследования разных аэродинамических конфигураций при опоре на опыт разработки отечественных проектов аэрокосмических аппаратов. Принятая под давлением руководителей отраслей конфигурация бесхвостки-низкоплана с консольно-наплывным крылом малого удлинения имела ряд существенных отличий от орбитера «Спейс-Шаттла». Принципиально новым было независимое использование орбитального корабля и ракеты-носителя. Необычным был раскрой поверхности на плитки теплозащиты. Аэродинамическое качество «Бурана» было на 20% выше, чем у орбитального самолета «Спейс-Шаттл». Но главное отличие было в идеологии возвращения из космоса. Это отличие — автоматическая посадка с орбиты на аэродром. Посадка была с успехом осуществлена 15 ноября 1988 года.

Для отработки высокоточной и надежной посадки были созданы из других самолетов летающие лаборатории, уменьшенные копии самолета, входящие в атмосферу, а также полноразмерный летающий у земли аналог.

Необычными были автоматизированные комплексные стенды для тренажа и полунатурного моделирования совместной работы всех агрегатов и бортовых систем. На этих стендах было совершено более тысячи виртуальных полетов при разных нештатных ситуациях. Для создания «Бурана» был применен впервые в Европе процесс бесчертежно-бесплазового производства деталей планера и теплозащиты по безбумажной технологии. Общее количество изобретений, новаций, новых теплозащитных материалов и технологий в двух сотнях организаций — создателей планера «Буран» — превышало 400, и это было действительно новым словом в авиастроении.