ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© О.М.Алифанов, В.П.Сенкевич, В.С.Хохулин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2001 г.

Основные направления космического образования в России определены проектом Концепции Национальной программы космического образования в России. Ими являются в обществе современного научного мировоззрения средствами космического образования и повышение качества профессионального аэрокосмического образования.

Как первое, так и второе направления развития космического образования имеют общегосударственное значение, т.к. способствуют созданию условий для поступательного развития нашего государства и обеспечению его национальной безопасности. Поэтому государство, структуры государственного управления, общественно-политическая элита страны должны быть не только заинтересованы, но и должны способствовать развитию системы космического образования в России.

Развитие системы космического образования позволит сформировать в обществе глубокое понимание взаимозависимости и взаимообусловленности процессов и явлений, происходящих в окружающей действительности как в природной, так и в социальной сферах, понимание ответственности человека за выживание цивилизации, понимание значимости и полезности для общества освоения космического пространства, будет способствовать гармоническому развитию личности, общественных отношений и государственной деятельности, а также развитию патриотического воспитания, в том числе, военно-патриотического воспитания российского общества, позволит личности и обществу, в целом, получить требуемые знания в сфере космонавтики, о космических и геофизических явлениях, о принципах работы и возможностях различных объектов космической техники, о космических материалах и технологиях, необходимую информацию о космической деятельности, ее результатах, а также понимать политику государства по всем направлениям космической деятельности.

В профессиональной сфере космическое образование является основным механизмом воспроизводства интеллектуального потенциала отечественной авиации и космонавтики, который обеснечивает сохранение и опережающее развитие в нашей стране авиационной и космической науки и техники.

В заключение отметим, что развитие космического образования во многом способствует развитию отечественной системы образования при всех сценариях ее реформирования. Кроме того, учитывая, что в настоя¬щее время государственная политика направлена на поступательное развитие системы образования в России, следует ожидать повышения роли и значения космического образования в обществе.